Планы налоговой инспекции по ЭДО с бизнесом
Согласно приказу ФНС от 06.06.2025 № ЕД-7-26/509 с 01.11.2025 планируется полная отмена ЭДО с ИФНС. ФНС не будет принимать простые обращения, которые содержат жалобы, вопросы и предложения по улучшению работы. Обмен простыми сообщениями с контролирующими органами предполагается вести через другие каналы связи.
Писать в налоговую можно следующим способами:
- Через цифровой портал «Госуслуги». Здесь организована платформа обратной связи с государственными органами и органами местного самоуправления.
- В личном кабинете налогоплательщика. Письмо можно отправить через «Каталог обращений», который находится на главной странице.
- На сайте налоговой службы. Для этого необходимо перейти во вкладку «Сервисы и услуги» и найти подраздел «Обратная связь/помощь», перейти по ссылке «Обратиться в ФНС России». Обращение можно подать как физическое лицо или как юридическое лицо/ИП.
- Для решения срочных вопросов остается возможность личного посещения ФНС.
Теперь все запросы, жалобы и обращения следует составлять и отправлять указанными способами. Для бухгалтерии и руководства это влечет за собой адаптацию к обновленным рабочим процессам: внутренний документооборот организации остается прежним, однако заключительная стадия (передача в налоговую инспекцию) требует корректировки.
По каким вопросам можно направить запрос в налоговые органы, как направить запрос и в какой налоговый орган, в какой срок налоговый орган должен ответить на ваш запрос, разъясняется в готовом решении. Пробный доступ к КонсультантПлюс бесплатный. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость.
Почему отменяют обмен по ЭДО с налоговиками
Представители ФНС объясняют отказ от переписки через операторов ЭДО устаревшими форматами, которые не соответствуют современным стандартам цифрового мира. Предполагается переход на более надежные каналы связи, отвечающие требованиям безопасности.
Согласно разъяснениям ФНС нововведения призваны:
- совершенствовать клиентский сервис для налогоплательщиков;
- обеспечить единую точку доступа для коммуникаций;
- минимизировать вероятность технических неполадок и повторной отправки документации (задвоения документов);
- обеспечить соответствие требованиям цифровой модернизации.
Полной отмены ЭДО с налоговиками не планируется. Сдавать отчетность, отвечать на требования и получать уведомления, отправлять запрашиваемые контролирующим органом документы можно будет как прежде, через операторов. Нововведения коснутся только простых обращений (заявлений и пояснений), которые ранее отправлялись через программы ведения бухгалтерского учета по каналам операторов ЭДО.
Как организовать электронный документооборот с налоговой инспекцией, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
ВНИМАНИЕ! Обновленные правила относятся строго к простым обращениям и запросам. Отчетные документы, предоставляемые Федеральной налоговой службе, будут передаваться через сервисы операторов электронного документооборота в прежнем режиме, без изменений.
Таким образом, ФНС не планирует упразднять электронный документооборот, а скорее, намеревается перераспределить обязанности: согласно решению запросы и обращения будут обрабатываться через Личный кабинет налогоплательщика и Единый портал государственных услуг, в то время как остальная часть налоговой документации продолжит циркулировать через систему ЭДО.
Отмена обмена ЭДО с ИФНС предполагал три этапа:
- 1 июля 2025 года сокращен максимальный допустимый размер прикладываемых к сообщению файлов. Вес не должен превышать 1 Мб (вместо 5 Мб).
- 1 октября 2025 года должна прекратиться поддержка специальных приложений для отправки обращений в ФНС, по ЭДО нельзя отправлять письма с любыми вложениями.
- 1 ноября 2025 года должен произойти полный отказ от использования ЭДО в части простых сообщений.
Отмена ЭДО с ИФНС с 1 ноября: последние новости
Согласно информации от Федеральной налоговой службы, адресованной операторам электронного документооборота, сроки, касающиеся отмены обмена письмами в неформализованном виде, изменены. На сегодняшний день точной даты отмены обмена ЭДО с налоговиками нет. Все подробности - здесь.
Таким образом, после 1 ноября 2025 года сохраняется возможность отправки в налоговую службу запросов с приложенными файлами. Приостановка приема документации через телекоммуникационные каналы связи посредством ЭДО для передачи письменных обращений налогоплательщиков в налоговые органы по типу 02 (02 ДО «Обращение НП») временно отложена. Однако полностью от этой идеи не отказываются.
Прозрачный бизнес: новый функционалКак бизнесу подготовиться к отмене ЭДО с ФНС
Несмотря на то, что обмен по ЭДО простыми сообщениями с ИФНС пока не отменяют, руководителю и главному бухгалтеру следует подготовиться к предстоящим изменениям.
Вот что стоит предпринять, если организация применяет электронный документооборот для обмена сообщениями:
- Организовать отправку запросов через личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы или портал Госуслуг.
- Оповестить сотрудников, особенно тех, кто занимается разъяснениями и взаимодействием с налоговыми органами о предстоящих изменениях в части ЭДО.
- Проанализировать текущие рабочие процессы, чтобы определить, какие регламенты и инструкции нуждаются в корректировке.
Итоги
С 1 ноября 2025 года планировалась отмена обменом простыми сообщениями с ФНС через ЭДО. Однако нововведение переносится на неопределенный срок. При этом полного отказа от идеи нет.
Решение об отмене ЭДО обусловлено рядом факторов. В первую очередь это связано с переходом на более современные и унифицированные платформы для взаимодействия между бизнесом и государством.
Несмотря на то что обмен простыми письмами в ЭДО остается доступным, налогоплательщикам рекомендуется заранее подготовиться к переходу на альтернативные способы взаимодействия с ФНС. Необходимо убедиться в наличии доступа к Личному кабинету налогоплательщика и изучить возможности его использования.