Наш телеграм-канал

ФНС сформулировала признаки недобросовестности при уплате налогов

Судебная практика по вопросу признания или непризнания обязанности по уплате налогов исполненной собрана в письме ФНС от 29.03.2019 № СА-4-7/5804. В нем рассмотрены ситуации, когда налогоплательщики перечисляли налоги через проблемные банки.

По мнению налоговиков, при непоступлении в бюджет налогов, переведенных через проблемные кредитные организации, у ФНС во многих случаях возникает право взыскать данные налоги в инкассовом порядке с других счетов налогоплательщика. При этом говорить о нарушениях конституционных гарантий можно только в отношении добросовестных налогоплательщиков. В то время как многие переводы налоговых платежей через проблемные банки заранее говорят о недобросовестности тех, кто их проводит. То есть защита конституционных прав на такие платежи не распространяется.

В этом же письме чиновники сформулировали признаки такой недобросовестности и разделили их на принимаемые впоследствии судами и те, которых для суда, скорее всего, будет недостаточно.

Основные постулаты, которым нужно следовать налоговикам на местах, чтобы повторно взыскать с плательщика не дошедшие до бюджета налоги, выглядят теперь следующим образом.

Признаки недобросовестности при уплате налогов через проблемный банк

Стоит отметить, что данные признаки налоговикам рекомендуется рассматривать в совокупности. И информация о проблемах у банка, и нетипичные операции должны наблюдаться одновременно. Тогда суды склонны трактовать вышеперечисленные факты в пользу налоговиков, повторно списавших налоги у такого плательщика.

Признаки, которые суды не принимают за показатели недобросовестности

Однако руководство ФНС позаботилось и о том, какие критерии можно использовать, чтобы суд счел плательщика информированным о неприятностях у банка до того, как эти сведения появятся в СМИ и интернете.

Признаки осведомленности клиента о проблемах у кредитной организации

Большинство признаков, приведенных в письме ФНС, совпадают с признаками недобросовестности. Например, с появлением нетипичных операций как по оплате налогов, так и по счету вообще.

Кроме того, осведомленность клиента о проблемах у банка можно доказать, если:

О презумпции добросовестности налогоплательщика читайте здесь.