Виды электронной отчетности в СФР
После объединения ПФР и ФСС в 2023 году с единый Фонд пенсионного и социального страхования (СФР) у страхователей осталась обязанность представления в СФР отчетности, содержащей сведения индивидуального (персонифицированного) учета. С 2023 года разрозненные ранее формы объединились под одним титульным листом в виде разных разделов в форму ЕФС-1.
Подробнее о внесении корректировок в ЕФС-1 узнайте из публикации «Как внести корректировку в ЕФС-1».
При этом у страхователей есть 2 способа сдачи отчетности в СФР:
- в виде документов в бумажной форме;
- электронной форме.
С 10.01.2022 оба способа отчетности доступны страхователям с числом застрахованных лиц за предшествующий отчетный период до 10 человек включительно (п. 2 ст. 8 закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Если этот показатель составляет 11 человек и более, альтернативы нет: отчитаться можно только электронно (ранее максимум застрахованных для бумажной сдачи был 24).
Чем отличается усиленная ЭЦП от обыкновенной, читайте в статье «Усиленная квалифицированная электронная подпись - что это такое?».
Порядок подключения страхователя к электронному документообороту СФР
Плюсы электронного документооборота (ЭД) с СФР очевидны:
- вам не нужно лично посещать территориальный орган СФР;
- система ЭД позволяет оперативно исправлять выявленные в отчетности ошибки;
- иные преимущества (обеспечение конфиденциальности передаваемой информации, возможность формирования на предприятии электронного архива всего документооборота с СФР и др.).
Чтобы подключиться к ЭД, необходимо оформить с СФР Соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота. Аналогичная процедура действовала и до 2023 года для подключения страхователя к ЭДО ПФР.
Кроме того, для организации ЭД вам понадобится:
- установить необходимое программное обеспечение (для формирования отчетов по установленным формам, криптографическое программное обеспечение);
- получить ЭЦП в налоговой;
- назначить ответственное за организацию ЭД с СФР лицо на вашем предприятии.
Сдавать отчетность в СФР в электронном виде можно через аккредитованный удостоверяющий центр либо через уполномоченных представителей. Последний вариант будет дешевле, но первый — удобнее. Удостоверяющие центры предоставляют абсолютно все необходимое программное обеспечение и осуществляют техподдержку — бухгалтер может прямо на рабочем месте видеть: ушел ли отчет в фонд, вернулся на доработку с замечаниями или был принят без нареканий.
Алгоритм подключения страхователя к ЭДО СФР подробно изложен в КонсультантПлюс. Оформите пробный онлайн-доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Образец заявления в СФР на подключение электронной отчетности
После того как вы выбрали удостоверяющий центр или компанию — уполномоченного представителя, вам нужно написать заявление в СФР. Образец заявления можно скачать на сайте фонда.
Заявление содержит просьбу к СФР подключить страхователя к системе электронного документооборота и содержит следующие сведения:
- ИНН;
- КПП;
- юридический и фактический адреса страхователя;
- его регномер в СФР;
- телефон и адрес электронной почты;
- прочие данные.
Нередко менеджеры удостоверяющего центра или уполномоченного представителя предоставляют бланк заявления для подключения электронной отчетности с СФР сразу при заключении договора об оказании услуг электронной отчетности.
Специалисты СФР после получения от компании заявления должны будут предоставить Соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота по ТКС.
Итоги
Если вы обязаны передавать отчетность в СФР в электронном виде, то вам следует заключить с фондом соглашение об электронном документообороте. Для этого нужно написать в СФР заявление с просьбой осуществить подключение вашей компании к системе электронного документооборота. Бланк такого заявления можно скачать на сайте СФР.