Наш телеграм-канал

Как пожаловаться на Социальный фонд России (бывший ПФР и Фонд соцстрахования)

Жалоба на СФР — это обращение к руководству или в вышестоящее отделение фонда с целью восстановления нарушенных прав заявителя. О том, куда и как подать жалобу и что необходимо в ней указать, подробно расскажем в статье.
Вам помогут документы и бланки:

Правила подачи жалобы на действия (бездействие) сотрудников СФР

С 2012 года в России приняты единые Правила подачи жалоб на оказывающие услуги органы государственной власти (постановление Правительства РФ «О порядке...» от 16.08.2012 № 840).

Важно! В соответствии с п. 1 Правил в административном порядке обжалуются действия или бездействие государственных служащих, сотрудников фондов (ФСС, ФОМС, ПФР), государственных корпораций, многофункциональных центров при оказании ими государственных услуг гражданам и организациям.

Примерный перечень ситуаций, при наличии которых гражданин или организация могут обратиться с жалобой в том числе на социальные фонды в административном порядке, перечислен в п. 11 Правил. Среди них:

С 01.01.2023 Пенсионный фонд и Фонд социального страхования объединены в новый единый Социальный фонд России (СФР). Функции прежних структур так же теперь отошли новому фонду. Следовательно, и обращаться, и жаловаться на результаты обращения нужно в СФР.

Куда писать жалобу на СФР

Согласно п. 8 Правил жалоба подается по месту возникновения нарушения прав гражданина или организации в орган, который ответственен за оказание конкретной услуги. Применительно к СФР эта норма реализуется следующим образом:

Важно! Обращение с жалобой в административном порядке, то есть в вышестоящие структуры фонда, не лишает гражданина или организацию права обратиться в прокуратуру или суд за защитой своих прав. Жалоба на СФР в инстанции (помимо самого фонда) подается по общим правилам, предусмотренным законом «О порядке...» от 02.05.2006 № 59-ФЗ, ГПК РФ или АПК РФ.

Как составить жалобу

Требования к содержанию жалобы определены в п. 3 Правил — при подаче жалобы в структурные подразделения фонда — и ст. 7 ФЗ № 59 — при подаче жалобы в прокуратуру. Жалоба должна содержать:

Жалоба в письменной форме заверяется подписью заявителя или его представителя.

Для справки: написать жалобу в СФР или прокуратуру можно в свободной форме на листе формата А4, если жалоба направляется в письменном виде; от руки или при помощи печатной техники. Формализованного бланка или специальных требований к оформлению жалобы не предусмотрено.

Порядок и способы направления жалобы

Подать жалобу в СФР или прокуратуру можно как в рукописном, так и в электронном формате. Так, согласно пп. 5 и 6 Правил в сам СФР жалоба может подаваться следующими способами:

Жалобу в прокуратуру можно отправить по почте или электронной почте, на сайте региональной прокуратуры, а также подать ее непосредственно дежурному прокурорскому работнику при личном обращении.

Если жалоба подается в СФР, то срок ее рассмотрения — до 15 рабочих дней. Если предмет жалобы — отказ работника СФР в приеме документов или исправлении ошибок в документации, то срок ее рассмотрения, согласно п. 15 Правил, до 5 рабочих дней. При обращении в прокуратуру срок рассмотрения — 1 месяц.

Результат рассмотрения жалобы

По итогам рассмотрения жалобы руководитель отделения СФР принимает решение об удовлетворении либо об отказе заявителю. В случае положительного решения нарушение прав заявителя должно быть устранено в течение 5 дней с момента принятия решения.

Прокурор после рассмотрения жалобы заявителя в случае согласия с его доводами принимает необходимые меры прокурорского реагирования, то есть выносит в адрес СФР представление об устранении нарушений. Вынесенное представление должно быть безотлагательно рассмотрено. Выявленные нарушения устраняются в течение месяца (ст. 24 ФЗ «О Прокуратуре...» от 17.01.1992 № 2202-1).

О результатах рассмотрения жалобы и принятых мерах заявителю сообщается путем направления ответа по почте или электронной почте.

Итоги

В законодательстве достаточно подробно прописан порядок подачи жалобы на действия или бездействие работников СФР, регламентированы сроки их рассмотрения. Основное внимание в жалобе следует уделить не техническим вопросам или ее оформлению, а содержанию, то есть доводам, подтверждающим правоту заявителя.