Для чего нужна форма 1-конъюнктура
Посредством формы 1-конъюнктура все юрлица, которые ведут деятельность в сфере розничной торговли, кроме микропредприятий и НКО, представляют отчетность в Росстат. Предмет данной отчетности — основные показатели и тенденции в конъюнктуре (условиях ведения бизнеса) и деловой активности в сфере продаж, которые фиксирует в ходе своей деятельности отчитывающееся предприятие.
Направлять форму 1-конъюнктура в Росстат нужно ежеквартально с 5-ого по 15-й день 2-го месяца отчетного квартала. Сведения, отражаемые в отчетности, должны суммарно включать показатели по юридическому лицу в целом с учетом всех его подразделений.
То есть в 2024 году сдать отчет нужно не позднее:
- с 5 по 15 февраля 2024 года - за 1 квартал;
- с 6 по 15 мая 2024 года - за 2 квартал;
- с 5 по 15 августа 2024 года - за 3 квартал;
- с 5 по 15 ноября 2024 года - за 4 квартал.
Можно ли привлечь респондента за несдачу нулевой статистической отчетности, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Ответ на вопрос. Это бесплатно.
Актуальный для 2024 года бланк формы 1-конъюнктура, а также указания по ее заполнению утверждены приказом Росстата от 29.07.2022 № 534. Скачать его можно бесплатно, кликнув по картинке ниже.
О том, где можно увидеть полный список статотчетности, подлежащей подаче в Росстат конкретным юрлицом, читайте в материале «Узнайте, какую статотчетность и в какие сроки вы должны подать».
Схему отражения товаров в розничной торговле в бухгалтерском учете вы найдете в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Структура формы 1-конъюнктура
Рассматриваемая форма статотчетности состоит:
- Из титульного листа.
- Опросных блоков — всего 17. Их можно условно разделить на группы, в которых отражаются:
- основные хозяйственные показатели отчитывающейся фирмы (блоки 1–4);
- показатели по ценовой политике (5);
- сведения о работе с поставщиками (6, 7);
- показатели по инвестициям в развитие бизнеса (8);
- сведения о факторах, препятствующих развитию фирмы (9);
- оценка экономической ситуации в компании (10);
- показатели по торговым наценкам, которые устанавливаются фирмой (11, 12);
- сведения о продаже товаров в кредит, а также в формате дистанционной торговли (13);
- оценка уровня конкуренции на рынке, а также конкурентоспособности фирмы (14, 15);
- сведения о доле импортной продукции в обороте фирмы (16);
- доля закупок на тендерах в разрезе товарных групп (17).
- Блока с подписью, датой заполнения и контактными данными лица, заполнившего форму.
Все опросные блоки, кроме 1-го, заполняются посредством проставления кода в нужной графе. Кодировка указана под каждым блоком. В блоке 1 указывается конкретная цифра.
Титульный лист
На титульном листе формы 1-конъюнктура указываются:
- отчетный период;
- название, адрес отчитывающейся фирмы;
- код ОКПО фирмы.
Отражение иных сведений на титульном листе форма не предусматривает.
Хозяйственные показатели организации
В опросных блоках 1–4 формы фиксируются изменения ключевых хозяйственных показателей компании:
- Средняя численность персонала за отчетный квартал (блок 1).
- Средний дневной оборот (в интервалах, приведенных в пояснениях ниже блока 2).
- Оценочный объем складских запасов (в соотношении с критериями, приведенными в пояснениях ниже блока 3).
- Увеличение (код 1), уменьшение (код 3) или отсутствие изменений (код 2) хозяйственных показателей фирмы, приведенных в строках 1–13 таблицы блока 4, в рамках сопоставления данных:
- по отчетному и предыдущему кварталу;
- отчетному и следующему кварталу.
Особенности исчисления средней численности персонала описаны в п. 4 указаний по заполнению рассматриваемой формы.
Ценовая политика фирмы
В опросном блоке 5 формы отражаются сведения о повышении (прежними, большими или меньшими темпами), снижении или отсутствии изменения цен на товары, реализуемые фирмой в рамках сопоставления данных по отчетному-предыдущему кварталам и данных по отчетному и следующему кварталам.
Заполнение формы: работа с поставщиками
В опросном блоке 6 формы указывается:
- доля поставщиков, перечисленных в строках 1–5 таблицы данного блока (в соотношении с критериями, приведенными ниже таблицы);
- географическое расположение поставщиков, перечисленных в строках 1–5 таблицы данного блока (в соотношении с критериями, приведенными ниже таблицы).
В первом случае выбирается только 1 показатель из 4, во втором — количество показателей, зависящее от фактического места нахождения поставщиков.
Блок 6 формы заполняется только 1 раз в год при формировании статотчетности за 1-й квартал.
В опросном блоке 7 формы отражаются используемые фирмой способы расчетов с поставщиками (безналичный, наличный) в соотнесении с условиями оплаты товаров (предоплата, оплата после реализации, оплата после получения).
Инвестирование в бизнес
В опросном блоке 8 приводятся сведения об инвестициях по статьям, перечисленным в строках 1–7 таблицы данного блока. Может быть выбрано любое количество показателей из 7.
Заполнять блок 8 формы нужно только 1 раз в год — за 1-й квартал.
Препятствующие факторы
В опросном блоке 9 отражаются сведения о факторах, которые, по оценке отчитывающейся фирмы, препятствуют развитию бизнеса (из числа указанных в строках 1–12 таблицы данного блока). Может быть выбрано любое количество показателей из 12.
Оценка положения дел в фирме
В столбце 1 таблицы опросного блока 10 отражается оценка текущей экономической ситуации в фирме. Она может быть благоприятной, удовлетворительной или неблагоприятной.
В столбце 1 таблицы блока 10 также дается оценка тенденций изменения экономической ситуации в фирме в отчетном квартале в сравнении с предыдущим. Может фиксироваться улучшение экономической ситуации, отсутствие изменений или ухудшение. В столбце 2 делается та же оценка, но по следующим за отчетным кварталом 3 месяцам.
Торговая наценка
В опросном блоке 11 отражаются средние показатели торговой наценки в отчетном квартале по всем товарам. Отдельно выделяются те, которые относятся к социально значимым (в соотнесении с интервалами, приведенными в пояснениях ниже соответствующего блока).
В блоке 12 приводятся оптимальные (достаточные с точки зрения рентабельности бизнеса) средние показатели торговой оценки в отчетном квартале по всем товарам с обособленным выделением тех, которые относятся к социально значимым (в соотнесении с теми же интервалами).
Товары в кредит и дистанционно
В опросном блоке 13 отражаются данные по доле товаров:
- отпущенных в отчетном квартале в кредит (в соотнесении с интервалами, приведенными в пояснениях к соответствующему блоку);
- реализованных дистанционно: под заказ, через интернет, телемагазины, по почте (в соотнесении с аналогичными интервалами).
О том, как организуется бухучет при продажах через интернет, читайте в статье «Особенности бухгалтерского учета в интернет-магазине».
Конкуренция и конкурентоспособность
В блоке 14 демонстрируется согласие или несогласие отчитывающейся фирмы с тезисами, приведенными в строках 1–5 таблицы данного блока и характеризующими состояние конкурентной среды в розничной торговле. Фирма, таким образом, подтверждает (или, наоборот, не соглашается), что за отчетный период в сфере розницы:
- снизился уровень ненадлежащей рекламы;
- уменьшилась недобросовестная конкуренция;
- снизилась антиконкурентная активность органов власти;
- улучшилось состояние конкурентной среды;
- выросла доступность услуг, оказываемых естественными монополиями.
Блок 14 заполняется только при сдаче формы за 4-й квартал.
В опросном блоке 15 отражается оценка конкурентоспособности фирмы (высокая, средняя или низкая).
Доля импорта
В опросном блоке 16 отражаются данные о доле импортной продукции в обороте фирмы (в соотнесении с интервалами, приведенными в пояснениях к соответствующему блоку). Данные, как и для других блоков, берутся за отчетный период.
Участие в тендерах
Блок 17 предназначен для отражения информации о доли закупок на тендерах от общего объема закупок. Сведения следует представить по каждой из приведенных в таблице товарных групп (всего их представлено 18).
Образец заполнения формы 1-конъюнктура приведен в КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Образец. Это бесплатно.
Подписи
Следующий элемент формы 1-конъюнктура — блок, в котором подписывается, проставляет дату заполнения формы и указывает свои контактные данные сотрудник, уполномоченный заверять сведения, фиксируемые в документе. Это может быть руководитель компании или иное лицо, в соответствии с локальным нормативным актом получившее необходимые полномочия.
Какая ЭЦП подходит для использования юрлицом, мы писали в нашей статье.
Итоги
Все розничные торговые фирмы в статусе юрлиц (кроме микропредприятий) должны ежеквартально отчитываться в Росстат о показателях, характеризующих место отчитывающегося лица на соответствующем рынке, а также некоторых ключевых экономических индикаторах деятельности предприятия. Для этого и используется форма 1-конъюнктура.