В настоящее время (с 01.09.2024) сотрудники организации, которые подписывают документы предприятия, должны использовать личную квалифицированную подпись физлица с машиночитаемой доверенностью (МЧД). Применение выданных коммерческими аккредитованными удостоверяющими центрами квалифицированных сертификатов, владельцами которых по доверенности являются представители юрлиц и ИП и в которых оставалось бы указание на ИНН таких лиц, запрещено.
ЭЦП и МЧД: тест с ответамиЭто означает, что физлицу, которое будет подписывать документы организации, нужно иметь персональную квалифицированную подпись (без привязки к самой организации), а компании нужно оформить на своего представителя МЧД.
Усиленная квалифицированная электронная подпись представителя – физлица выдается любым аккредитованным удостоверяющим центром, перечень которых размещен на сайте Минцифры России. Доверенность должна быть направлена в налоговый орган и принята налоговым органом до начала сдачи налоговой отчетности.
Вход в «Личный кабинет юридического лица» для представителя осуществляется с помощью квалифицированного сертификата для физлица при наличии зарегистрированной в налоговом органе доверенности с полными полномочиями. Количество таких пользователей не ограничено. Как подобрать полномочия для МЧД, рассказываем здесь.
Доступ сотрудников в ЛК настраивает руководитель организации. Для этого необходимо в разделе «Администрирование»/«Перечень подключенных пользователей личного кабинета» добавить сведения о пользователе и полномочия для сотрудника.
Оформление МЧД зависит от того, для чего используется такая доверенность. Если для сдачи налоговой отчетности, то проще всего оформить МЧД на сайте ФНС России.
Памятку по оформлению МЧД от ФНС можно скачать, кликнув по картинке ниже:
Если МЧД нужно оформить для СФР, то смотрите требования к такой доверенности, которые изложены на портале СФР.
С 01.06.2025 МЧД потребуется также для сдачи отчетности в Росстат. Подобности здесь.
Составленную электронную доверенность нужно подписать электронной подписью руководителя. Для этого нужна усиленная квалифицированная электронная подпись.
Нужна ли МЧД руководителю организации или он подписывает документы усиленной квалифицированной подписью юридического лица, сертификат которой выдает налоговая служба? Разбор на форуме.
Все подробности оформления и использования МЧД изложили эксперты системы КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа, получите его бесплатно на пробной основе. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость.