С развитием информационных технологий многие налогоплательщики предпочитают обходиться без визитов в налоговую с бумажными декларациями и сдавать их электронно. Кроме того, во многих случаях декларироваться в электронном виде нужно по закону.
Если вы собрались сдавать отчетность по ТКС, у вас есть 2 варианта:
- заключить договор с оператором ЭДО;
- отправить отчетность самостоятельно с помощью телекоммуникационных ресурсов контролирующего органа, куда вы отчитываетесь.
Какой вариант предпочтительнее на текущий момент? Рассмотрим их более подробно:
- Оператор ЭДО:
- Снабжает налогоплательщика всем необходимым для сдачи электронной отчетности — ЭЦП, сертификатом криптозащиты информации (СКЗИ), системой для подготовки и проверки деклараций и отчетов.
- Система оператора ЭДО позволяет подготовить отчет, проверить его и направить в принимающий орган. При этом фиксируется время отправки отчета.
- Доставку отчета от ПК налогоплательщика до ФНС, ПФР, ФСС полностью обеспечивает оператор ЭДО. Он же отвечает за обратную реакцию, например: своевременную доставку требования о разъяснениях, информацию о том, что отчет принят и т. п.
- Услуги оператора ЭДО платные. Часто это воспринимается налогоплательщиками как негативный момент. При этом принято считать, что сдача отчетов напрямую по ТКС контролирующего органа бесплатна. Разберемся, так ли это.
- При отправке отчетов через шлюз контролирующего органа:
- Вам понадобится тот же набор средств, что и для сдачи через оператора ЭДО — ЭЦП, СКЗИ, программа для формирования отчетов в нужном формате. И если бесплатные программы для подготовки отчетности еще можно найти, то изготовление электронных подписей и средств шифрования и защиты может быть только платным. Причем цена не сильно отличается от той, что была бы уплачена оператору ЭДО.
- Вы сами отвечаете за своевременность подачи отчета и за то, чтобы он попал к принимающему органу. Поэтому в случае возникновения каких-либо проблем (например, отчет не «уходит»), вам придется самостоятельно с ними разбираться. Определять, в чем проблема: в сертификатах, в программе подготовки, у самого принимающего шлюза госоргана. У всех составляющих — разные службы техподдержки, которые будут выяснять, к кому же относится проблема и в чьей зоне ответственности находится. А отчет при этом будет у вас оставаться не сданным. И подтвердить, что вы пытались его отправить в срок, но он «не прошел», будет гораздо сложнее, чем в случае, если время отправки зафиксировано в системе ЭДО. Потому что в данном случае время отправки отчета фиксирует напрямую шлюз госоргана, а отчет ваш в него не попал.
Учитывая, что, по сути, оба способа являются платными, а в случае проблем при сдаче отчета напрямую через принимающий шлюз госоргана можно нарваться на существенные штрафы за несвоевременную сдачу отчетов, рекомендуем пока пользоваться услугами операторов ЭДО.
Какие электронные документы от ПФР нужно мониторить ежедневно, узнайте здесь.