К служебной тайне не относятся сведения особого свойства. В каком нормативном акте определен их состав и как обеспечивается их открытость, расскажем в нашем материале.
Какая информация составляет служебную тайну (определение и характеристика)
Составляющие служебную тайну сведения (ССТС) — это информация:
- полученная служащими госорганов при выполнении обязанностей;
- распространение которой ограничено законом.
В п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера (утв. указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188) приведена характеристика относимой к служебной тайне информации:
- доступ к ней ограничивается госорганами;
- ограничение производится в соответствии с законодательством РФ.
Ниже приведены примеры информации с ограниченным законом доступом, которыми могут обладать госслужащие в силу исполнения обязанностей:
Какая еще информация может попасть в состав ССТС, читайте далее.
Перечень составляющих служебную тайну сведений
Законодательно утвержденный перечень ССТС на сегодняшний день отсутствует, хотя утвержден ряд подобного рода перечней сведений (например):
- составляющих государственную тайну (утв. указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203);
- конфиденциального характера (утв. указом Президента от 06.03.1997 № 188);
- подлежащих засекречиванию (письмо Минэкономразвития РФ от 29.06.2015 № Д23И-3004).
В Перечень ССТС может попасть любая информация конфиденциального характера, которая:
- относится к работе гос. или муниципальных органов (размещенная в документах под грифом «Для служебного пользования»);
- стала известна госслужащим при исполнении обязанностей.
Например, к разряду ССТС относится информация об усыновлении ребенка — в соответствии со ст. 139 Семейного кодекса РФ эта информация охраняется законом и не подлежит разглашению:
- должностными лицами, осуществившими госрегистрацию усыновления;
- судьями, вынесшими решение об усыновлении;
- лицами, иным образом осведомленными об усыновлении.
При отсутствии законодательно утвержденного «служебного» перечня существует набор сведений, которые не могут быть отнесены к служебной тайне. Расскажем о них далее.
С разнообразными перечнями, применяемыми налогоплательщиками в своей работе, вы можете ознакомиться из материалов, размещенных на нашем портале:
- «Перечень прямых расходов по налогу на прибыль»;
- «Перечень имущества, облагаемого по кадастровой стоимости».
Сведения, доступ к которым не может быть ограничен
Не относимая к служебной тайне информация перечислена в п. 1.3 постановления Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 (о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения).
В состав служебной информации ограниченного распространения не включаются:
1. Законодательные акты, устанавливающие:
- правовой статус госорганов, организаций, общественных объединений;
- права, свободы, обязанности граждан и порядок их реализации.
2. Сведения об опасных природных явлениях и процессах, чрезвычайных ситуациях.
3. Санитарно-эпидемиологическая, гидрогеологическая, гидрометеорологическая, экологическая информация.
4. Описание функций, направлений и форм деятельности органа исполнительной власти, а также его структура и адрес.
5. Порядок рассмотрения заявлений и обращений граждан и юрлиц, а также принятые решения.
6. Сведения об использовании госресурсов, состоянии экономики и потребностей населения.
7. Необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан документы, накапливаемые в открытых фондах архивов и библиотек, информационных системах организаций.
Аналогичный список сведений, доступ к которым не может ограничиваться, приведен в ст. 8 закона об информации от 27.07.2006 № 149-ФЗ.
С какими ограничениями могут столкнуться налогоплательщики — см. в материалах:
- «ФНС рассказала об ограничениях на удержание НДФЛ»;
- «Период учета убытка для налога на прибыль ограничен 10 годами».
Способы обеспечения открытости служебной информации
Не относимые к служебной тайне служебные сведения должны быть доступны всем заинтересованным пользователям такой информации.
Доступность информации обеспечивается следующими способами:
- публикациями в СМИ — размещаются тексты принятых законов и НПА, информация о госзакупках, решениях Конституционного суда;
- размещением в интернете информации о целевых программах, международном сотрудничестве, статистической и иной информации, размещать которую предписывает законодательство;
- размещением в сети общей информации о судах (наименование, оргструктура, полномочия и т. п.), судебной статистике, кадровом обеспечении суда, картотеки арбитражных дел;
- размещением в занимаемых госорганами помещениях стендов о своей деятельности (порядке работы, алгоритмах получения информации);
- посредством открытого доступа к архивным документам, подлинникам и (или) копиям из архивных фондов и библиотек;
- возможностью реализации права (в регламентированном порядке) присутствовать на заседании коллегиальных органов власти (правительства, Госдумы и т. п.) и открытых судебных заседаниях журналистам, представителям юрлиц права, госорганам и простым гражданам;
- предоставлением госорганами ответов на запросы любого человека или организации.
С разнообразными видами запросов вы можете ознакомиться на нашем портале:
- «Составляем запрос в ФСС о состоянии расчетов — образец»;
- «ФНС рекомендует инспекциям обращаться с запросами в банки с отозванными лицензиями».
Итоги
К сведениям, не относящимся к служебной тайне, причисляется общедоступная информация о структуре и режиме работы госорганов, санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации, об опасных природных явлениях, расходовании госресурсов. Общедоступными также являются документы, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан, накапливаемые в открытых информационных ресурсах, и другие виды информации.