Использование ЭЦП в электронном документообороте
Электронный документооборот (ЭДО) пришел на смену бумажных носителей информации и находит всё большее применение. Для наделения электронных документов юридической силой их необходимо заверять электронно-цифровой подписью (ЭЦП).
ЭЦП — это сведения о подписанте, присоединяемые к подписываемой информации. Документ, скрепленный ЭЦП, равнозначен бумажному, завизированному подписью (и печатью).
Выделяют 2 вида ЭЦП: простую и усиленную (она в свою очередь подразделяется на неквалифицированную и квалифицированную).
Простая подпись — это подпись, содержащая последовательность символов и паролей.
Неквалифицированная подпись генерируется при помощи криптографического преобразователя информации и позволяет определить подписанта, а также выявить, изменялся ли документ после подписания или нет.
Квалифицированная подпись обладает всеми свойствами неквалифицированной, но в обязательном порядке выдается вместе с сертификатом ключа проверки ЭЦП.
Подробнее об ЭЦП узнайте в статье «Какая ЭЦП подходит для использования юридическим лицом?».
Квалифицированная подпись соответствует подписи владельца ЭЦП и печати предприятия, простая и неквалифицированная — только визе подписанта.
Получить усиленную ЭЦП, в зависимости от ее вида и пользователя, можно:
- в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ) - только физлица,
- в территориальном отделе Федерального казначейства (для участия в госторгах),
- в личном кабинете налогоплательщика (для физлиц),
- на портале госуслуг,
- в ФНС и ее у ее доверенных лиц.
ВАЖНО! Юридические лица и ИП могут первично оформить ЭЦП только в ФНС и у ее доверенных лиц. Полный перечень доверенных лиц представлен на сайте налоговой. Также некоторые организации могут оказывать посреднические услуги в получении ЭЦП, но это все равно будет ЭЦП, выданная налоговой.
Подробнее о том, как использовать ЭЦП, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к правовой системе и переходите в Путеводитель. Это бесплатно.
Алгоритм получения ЭЦП для работы на сайте госуслуг узнайте в материале «Как получить электронную подпись для портала госуслуг?».
ВАЖНО! Оформить первично ЭЦП юрлица или ИП без доверенности невозможно! Для этого не подходит даже нотариальная доверенность! Продлевать сертификат ЭЦП при наличии еще действительного сертификата можно без доверенности, онлайн и без личных встреч.
Машиночитаемые доверенности (МЧД)
- Создается машиночитаемая доверенность, которая единожды подписывается ЭЦП юридического лица.
- Документы подписываются ЭЦП уполномоченного физического лица с приложением МЧД.
Для получения физлицом сертификата ключа проверки ЭЦП в УЦ необходимо предоставить пакет бумаг, включающий:
- Копию паспорта, ИНН, СНИЛС лица — владельца ЭЦП.
- Заявление на получение ЭЦП.
МЧД оформляют в соответствие с форматом, утвержденном Приказом ФНС России от 30.04.2021 N ЕД-7-26/445@ (КНД 1110310). МЧД при необходимости можно отозвать.
На официальном сайте налоговой появился сервис по созданию и проверке МЧД.
Как отозвать МЧД, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Итоги
Получить ЭЦП юрлица или ИП по доверенности, даже нотариально заверенной, невозможно. Для первичного получения электронной подписи в обязательном порядке требуется подтверждение личности, то есть личная встреча. Продлить ЭЦП при наличии еще действующего сертификата можно онлайн, без посещения налоговой. Подписывать документы и отчетность можно по МЧД - машиночитаемой доверенности. МЧД единожды заверяют ЭЦП юридического лица или ИП, а потом "прикладывают" к ЭЦП физлица-сотрудника, который подписывает документы по этой доверенности.