Что значит внесение в реестр воинского учета
Внесение в реестр воинского учета – что это означает? – это значит, что сведения о гражданине, который является призывником или военнообязанным, включены в специальную государственную систему, независимо от того, отслужил он уже в армии, только собирается пройти службу или непригоден для военной службы.
Данные в этой системе постоянно обновляются и содержат всю актуальную информацию о военнообязанных гражданах.
Но это краткий ответ. А если углубиться в этот вопрос, станет понятно, что Реестр воинского учета (далее - Реестр) — это не просто информационная система или база данных о военнообязанных гражданах.
Включение в Реестр воинского учета — значительная и обширная процедура, в которой участвует:
- государство (в лице военкоматов и иных специализированных органов);
- граждане призывного возраста;
- организации и учреждения любых форм собственности, в которых такие граждане обучаются или работают.
У каждой стороны этой процедуры есть права, обязанности и ответственность в сфере воинского учета.
Реестр воинского учета ведется по правилам и с учетом требований Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе"(далее- 53-ФЗ) - основного нормативного акта в этой сфере.
Кроме того, порядок внесения сведений в Реестр воинского учета регулируется нормами
- Положения о воинском учете (в пунктах16(1)-16(3)), которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 г.;
- Положением о государственной информационной системе "Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет…», утв. Постановлением Правительства РФ № 506 от 19.04.2024.
Какие сведения вносятся в Реестр?
Официальное название Реестра воинского учета - «Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете».
Из этого названия следует, что в Реестр включаются сведения обо всех гражданах, которые:
- подлежат призыву на военную службу;
- уже состоят на воинском учете;
- не состоят на воинском учете (по различным причинам), но обязаны состоять.
Сведения о гражданах, которые не относятся к категории военнослужащих (не подлежащие призыву по состоянию здоровья или по возрасту, а также по иным основаниям), в этот Реестр не включаются.
В Реестр вносят обширный объем данных о военнообязанном гражданине, который позволяет оценить его потенциал для прохождения военной службы, а также сведения о воинском учете в отношении него:
- ФИО, дата и место рождения;
- гражданство, в т.ч. сведения о гражданстве (подданстве) иностранных государств, наличии вида на жительства или иного документа, позволяющего проживать на территории другого государства;
- данные о документе, удостоверяющем личность (обычно паспорт);
- номер СНИЛСа и ИНН (при наличии);
- сведения о месте жительства, месте пребывания или фактического проживания;
- данные об образовании, профессии, специальности, прохождении дополнительного обучения;
- сведения о месте работы и должности, о работодателе;
- физические данные: пол, рост, вес и иные обмеры тела;
- военно-учетная специальность (ВУС) (если имеется);
- категория годности к военной службе по состоянию здоровья;
- сведения о ранее пройденной службе (военной или альтернативной гражданской);
- данные о прохождении военных сборов;
- наличие у гражданина оснований для предоставления отсрочки или освобождения от призыва на военную службу;
- сведения о наличии бронировании (освобождении от призыва на период мобилизации и в военное время для граждан, занятых в критически важных для государства сферах);
- информация о спортивной и физической подготовке (наличие спортивного разряда, звания КМС и пр.);
- сведения о военкомате (код и наименование), в котором гражданин состоит на учете;
- сведения о постановке/снятии с воинского учета;
- сведения о факте выдачи документа воинского учета;
- код записи о гражданине в Реестре.
Это перечень не является закрытым, в Реестр могут быть включены и иные сведения, которые определяются Правительством РФ.
Порядок внесения сведений в Реестр воинского учета
Ведение Реестра воинского учета — обязанность Минобороны. А вносят сведения в Реестр военкоматы на местах.
Источники сведений для Реестра воинского учета
Информацию им предоставляют:
- различные органы государственной и местной власти: ЗАГСы, органы МВД, налоговая, образовательные и медицинские учреждения и др.;
- организации — например, работодатели;
- и сами граждане — в письменной или электронной форме
Военкоматы вправе получать сведения и в автоматизированном режиме из иных государственных ресурсов и информационных систем, в т.ч. с портала госуслуг.
Этапы внесения сведений в Реестр
- Внесение сведений в Реестр в отношении каждого конкретного гражданина состоит из нескольких этапов:
- Первоначальная постановка на воинский учет. Это основное событие, с которого начинается процедура внесения в Реестр. Точкой отсчета для него является достижение 17-летнего возраста потенциальным военнообязанным гражданином. По достижении этого возраста юноша обязан посетить военкомат по месту проживания, предоставить нужные документы и пройти медкомиссию. В военкомате на него заполняется учетная карточка, как в бумажном, так и в электронном виде (путем внесения в Реестр).
- Обновление (актуализация) сведений и данных о военнослужащем. Этот этап самый длительный, он продолжается до момента снятия гражданина с учета. Организации и сами военнообязанные обязаны сообщать об изменении основных личных данных в установленные законом сроки. На этом этапе военкоматы вносят любые сведения:
- о призыве - формирование и рассылка повесток и пр.;
- порядке прохождения воинской службы - о начале и окончании срока службы, воинской специальности, месте службы и др.;
- вызовы по иным основаниям (для прохождения военных сборов, при мобилизации и пр.)
- Снятие гражданина с воинского учета. Происходит это по следующим причинам:
- по состоянию здоровья - если гражданин признан полностью негодным для несения воинской службы по медицинским показаниям (присвоение категории «Д»);
- в связи с переменой постоянного места жительства (на срок более 3-х месяцев) — после переезда гражданин должен встать на учет по новому месту жительства;
- в связи с длительным выездом за границу для обучения или постоянного проживания (на срок более 6 месяцев);
- по достижении предельного возраста для призыва (30 лет) или пребывания в запасе (зависит от воинского звания и видов войск, в которых проходила службы);
- в случае смерти военнообязанного гражданина.
Важно! Внесение сведений в Реестр воинского учета допускается без личного присутствия гражданина, в отношении которого включаются такие сведения. Военкоматы делают это на основании данных и информации, полученных из официальных информационных систем и/или от органов (учреждений) государственной и местной власти.
Портал Реестра воинского учета и для чего он нужен
Реестр воинского учета был запущен в конце 2024 г. в тестовом режиме, в 3-х регионах РФ: Сахалинской и Рязанской областях, и в Республике Марий Эл.
А с 09 мая 2025 г. Реестр стал доступен для всех граждан и организаций РФ. Расположен он на сайте Реестр повесток.
На этом сайте есть 2 раздела:
- для военнообязанных;
- для организаций, осуществляющих воинский учет своих сотрудников.
Чтобы посмотреть сведения, внесенные в Реестр повесток, необходимо зарегистрироваться через учетную запись Госуслуг. После этого создается личный кабинет пользователя, в котором доступен различный функционал.
Как сведения из военкомата попадают в ЛК гражданина на госуслугах, читайте в системе КонсультантПлюс. Для знакомства с системой используйте бесплатную пробную версию. Чтобы узнать о стоимости подключения КонсультантПлюс на длительной основе, перейдите по ссылке.
Зачем военнообязанному регистрироваться на портале Реестра воинского учета
В 53-ФЗ не установлена обязанность призывника или военнослужащего регистрироваться на портале Реестра и открывать личный кабинет.
Между тем, через личный кабинет пользователю становится доступной следующая информация и возможности:
- можно узнать обо всех повестках, выписанных и направленных военкоматом на имя призывника или военнослужащего;
- уточнить дату, время и место явки;
- узнать, в каком военкомате зарегистрирован гражданин;
- узнать об ограничениях/их отсутствии (например, на выезд из страны, на совершение определенных видов сделок с недвижимостью и пр.), которые применены в отношении призывника или военнообязанного гражданина;
- получить выписку из Реестра повесток или Реестра воинского учёта.
Если военкомат направил повестку призывнику или военнообязанному гражданину через Реестр повесток, а он ее не получил и не явился в установленный срок в военкомат, т. к. не имеет регистрации и личного кабинета на этом портале, от ответственности это не освобождает.
Важно! За неявку в военкомат или иной уполномоченный орган по повестке, без наличия уважительной причины, в ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ предусмотрен штраф в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.
Зачем организациям регистрироваться на сайте Реестра повесток
Обязанность по регистрации на сайте Реестра воинского учета для организаций пока еще не закреплена в законе. Сейчас это добровольная процедура, т. к. личный кабинет организации на портале Реестра работает не в полном объеме.
Кроме того, не каждая организация должна вести воинский учет, а только те компании или учреждения, где есть военнообязанные сотрудники или обучающиеся. Работодатели со статусом ИП не обязаны вести воинский учет и направлять сведения в Реестр воинского учета.
Для организаций создание личного кабинета на портале Реестра станет удобным инструментом для оперативной передачи необходимых сведений в военкоматы в электронном виде.
Через ЛК удобно будет предавать следующие сведения:
- о приеме на работу и увольнении сотрудника;
- о зачислении в образовательную организацию и отчислении (по любым причинам);
- об изменении тех сведений сотрудников или обучающихся, которые вносятся в Реестр воинского учета;
- сообщение о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
- ежегодное (до 1 ноября текущего года) предоставление списка граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в год достижения ими 17-летнего возраста;
- ежегодное (в срок по согласованию с военкоматом) предоставление актуального списка сотрудников/обучающихся в организации, подлежащих воинскому учету.
Чтобы получить доступ к Личному кабинету на сайте Реестр повесток, организации нужно будет:
- авторизоваться через учетную запись на Госуслугах;
- предоставить доступ сотруднику, наделенному соответствующими полномочиями (ролью) на ведение воинского учета внутри организации.
Если сведения в Реестре неправильные
Если сведения, содержащиеся в Реестре, неправильные или в них допущена ошибка (например, неверно указан адрес проживания, специальность, категория годности и пр.), заявление об их исправлении вправе направить только сам военнообязанный граждан, в отношении которого эти сведения внесены.
В 53-ФЗ способ направления таких заявлений не уточняется, поэтому сделать это можно в общем порядке, одним из способов:
- подать заявление онлайн через личный кабинет на Реестре повесток или на Госуслугах;
- лично (или через представителя) отнести обращение в военкомат;
- отправить такое заявление заказным письмом.
Военкомат рассматривает заявление гражданина и вносит изменения в Реестр воинского учета, если ошибка будет подтверждена.
Также, военкомат может отказать во внесении изменений и такой отказ допускается обжаловать в призывную комиссию субъекта РФ или в судебном порядке.
Решение военкомата об изменении сведений или об отказе направляется заявителю, в том числе через портал Госуслуги.
Какая ответственность за нарушения в сфере ведения Реестра воинского учета?
За нарушения порядка внесения сведений в Реестр воинского учета граждане и организации могут привлекаться к административной ответственности по следующим основаниям.
Для граждан, за несообщение в военкомат или иной уполномоченный орган, осуществляющий воинский учет, сведений:
- об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности - штраф в размере от 1 тыс. до 5 тыс. рублей. (ч. 2 ст. 21.5 КоАП);
- о переезде на новое место пребывания (не подтвержденное регистрацией) или неявка в военкомат в установленный срок в случае переезда на новое место пребывания (не подтвержденное регистрацией) – штраф в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей (ч.2.1 ст. 21.5 КоАП);
- о выезде из РФ на срок более 6 месяцев или въезде в РФ, или неявка в военкомат в установленный срок в случае наступления таких событий - штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. рублей (ч.3 ст. 21.5 КоАП);
- о выезде в период проведения призыва на срок более 3-х месяцев с места жительства или места пребывания (в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания) – штраф в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей (ч.4 ст. 21.5 КоАП) – применяется только в отношении призывников.
Для юридических лиц и должностных лиц организаций или учреждений, ответственных за ведение воинского учета (руководителей, кадровиков и пр.), за непредставление в военкомат или иной уполномоченный орган:
- списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет — штраф в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб. (на должностных лиц) и от 350 тыс. до 400 тыс. руб. (на юрлицо) (ст. 21.1. КоАП);
- иных сведений, необходимых для ведения воинского учета (в т.ч. за направление с нарушением установленных сроков) — штраф в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб. (только на должностных лиц) (ст. 21.4 КоАП).