Понятие и значение социального партнерства в трудовом праве
Трудовое право основано на непосредственном взаимодействии 2 сторон: работника и работодателя. Однако осуществление такого взаимодействия предполагается в сфере более широкой, чем просто договорные отношения. Согласно ст. 23 ТК РФ оно базируется на взаимном сотрудничестве участников, направленном на согласование их интересов в области главного предмета их основных взаимоотношений, с возможностью привлечения к ним при необходимости третьей стороны (госорганов).
Определяющие задачи взаимного сотрудничества, называемого социальным партнерством, сводятся:
- к согласованию действий сторон по вопросам трудового права;
- обеспечению соблюдения норм трудового законодательства;
- поиску решений, направленных на повышение эффективности деятельности организации-работодателя и заинтересованности работников в более производительном труде, не ущемляющих интересов ни одной из сторон.
Осуществляется это путем:
- ведения коллективных переговоров и создания коллективно разработанных документов;
- формирования постоянно функционирующих комиссий, которые могут быть как 2-сторонними, так и 3-сторонними;
- осуществления взаимных консультаций и обмена информацией;
- привлечения работников к участию в процессе управления деятельностью работодателя;
- участия представителей сторон в процедуре разрешения индивидуальных и коллективных споров по трудовым вопросам.
Взаимодействие в сфере соцпартнерства, как и любые иные значимые взаимоотношения, регулируется законодательно, и этому вопросу посвящен особый раздел ТК РФ (раздел II).
В статье В.А.Сафонова приведены рассуждения о перспективе развития социального партнерства. Оформите пробный онлайн-доступ к КонсультантПлюс и переходите в статью.
Принципы, уровни и формы социального партнерства
Партнерство предполагает, прежде всего, наличие полномочий и равных прав у сторон и базируется на их взаимных:
- уважении;
- заинтересованности;
- законопослушности;
- ответственности;
- свободах в обсуждении вопросов, выборе решений и принятии на себя обязательств;
- обязанностях по выполнению принятых решений и осуществлению контролю за этим.
Государство должно содействовать поддержке и развитию демократических основ соцпартнерства (ст. 24 ТК РФ).
В зависимости от состава участников и значимости вопроса выработанные решения (принятые по ним документы) могут возникать на различных уровнях (ст. 26 ТК РФ): от федерального (законодательного, отраслевого, межотраслевого) до локального (действительного в пределах одной организации). Федеральный, региональный и территориальный уровни социального партнерства предполагают создание таких документов, как законы или соглашения соответствующего уровня и охвата заинтересованных сторон. Локальный акт — это коллективный договор.
В путеводителе по кадровым вопросам от КонсультантПлюс детально раскрыт порядок оформления коллективного договора. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Разнообразны также и формы взаимодействия, в выборе которых стороны достаточно свободны, и ни одна из этих форм не является для сторон обязательной. Это могут быть:
- разработка документов;
- принятие решений;
- переговоры;
- консультации;
- обмен сведениями;
- создание комиссий, комитетов, 3-сторонних органов.
Основой процесса являются переговоры. Участие в них с каждой из сторон может принимать как единственный участник, так и их коллектив (группа работодателей или представителей работников). Право инициировать процесс по своей инициативе есть у обеих сторон (ст. 36 ТК РФ).
Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве
Стороны социального партнерства — это в первую очередь работники и работодатели (ст. 25 ТК РФ). В качестве работодателей или третьей стороны отношений могут выступать госорганы. Когда они являются третьей стороной, возможность их участия в соцпартнерстве должна прямо предусматриваться в ТК РФ или законах соответствующего уровня. Ими могут быть:
- Правительство РФ;
- Минтруд РФ;
- правительство или администрация региона;
- орган службы занятости.
О результатах участия государства в работе 3-сторонних комиссий подробнее читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».
Каждая из сторон выдвигает для взаимодействия во всех необходимых процедурах своих представителей, наделенных соответствующими полномочиями. Эти полномочия могут возникать в силу:
- закона;
- другого нормативного акта;
- учредительных документов;
- специального решения.
Каждый представитель должен иметь возможность документально подтвердить свои полномочия.
Из представителей сторон образуются главные органы соцпартнерства: комиссии соответствующего уровня (от федерального до локального), которые и осуществляют основные процедуры взаимодействия сторон. Чаще всего их работа завершается выработкой текста какого-либо документа. При наличии разногласий по нему об этом составляется соответствующий протокол, и дальнейшее урегулирование несогласованных вопросов ведется через последовательность особых процедур (гл. 61 ТК РФ):
- работу примирительной комиссии;
- привлечение посредника;
- обращение в трудовой арбитраж.
Комиссии создаются из равного количества представителей каждой стороны и могут быть постоянно действующими.
Представители работников
Интересы работников в соцпартнерстве представляют:
- профсоюзные органы — чаще всего;
- трудовой арбитраж;
- непрофсоюзные выборные органы.
От имени профсоюза обычно выступает руководитель соответствующего профсоюзного органа, уполномоченный на это его действующими учредительными или организационно-распорядительными документами.
В зависимости от уровня, на котором осуществляется соцпартнерство, участие в нем принимает и профсоюзный орган соответствующего масштаба:
- общероссийского;
- регионального;
- отраслевого или межотраслевого;
- локального, представленного первичной профсоюзной организацией.
Объединенные (общероссийские, региональные, отраслевые, межотраслевые) органы создаются путем включения в них пропорционального количества представителей каждого профсоюза или делегированием полномочий наиболее представительному из них. Предполагается, что участвующие в переговорах представители нескольких коллективов работников предварительно вырабатывают единую позицию по вопросам, в отношении которых ведутся коллективные переговоры, и фактически представлены единым органом.
Первичная профсоюзная организация может являться представителем не только работников, являющихся ее членами, даже без специального предоставления ей соответствующих полномочий. ТК РФ (ст. 37) обязывает к такому представительству в вопросах ведения коллективных переговоров, споров, при разработке коллективного договора, когда:
- в профсоюзной организации состоит больше половины всех работников;
- существует несколько профсоюзов и они образовали единый орган, представляющий интересы большинства работников;
- общее собрание работников поручило профсоюзной организации ведение переговоров от имени всего их коллектива.
Трудовой арбитраж - представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора.
Непрофсоюзный выборный орган, избираемый на общем собрании членов трудового коллектива, формируется в случаях:
- отсутствия профсоюзной организации;
- наличия нескольких профсоюзных органов, в которых (по отдельности или совместно) состоит менее половины работников, когда ни одному из этих органов не поручено представительство от имени коллектива.
Порядок составления трудового договора приведен в статье «Порядок заключения трудового договора (нюансы)».
Представители работодателей
Обычный работодатель в целях соцпартнерства чаще всего представлен:
- руководителем организации;
- работодателем-ИП;
- уполномоченными ими на это лицами.
Вместе с тем возможно представление интересов работодателя:
- членами правления или совета директоров;
- управляющей организацией;
- внешним или конкурсным управляющим;
- руководителем обособленного подразделения, которому делегированы такие полномочия;
- государственным органом (министерством) — для работодателей, являющихся государственными или муниципальными органами, учреждениями, предприятиями.
Допускается также частичная передача полномочий, когда представитель, назначенный руководителем, участвует в разработке документа, а окончательное решение по этому документу принимает сам руководитель.
Когда формируется орган, работающий на более высоких уровнях, предполагающих представление интересов группы работодателей, они для этих целей объединяются в соответствующие некоммерческие организации. Такие объединения могут быть (ст. 4 закона «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ):
- общероссийскими и общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми);
- межрегиональными и межрегиональными отраслевыми (межотраслевыми);
- региональными и региональными отраслевыми (межотраслевыми);
- территориальными и территориальными отраслевыми (межотраслевыми).
Эти объединения являются законодательно независимыми в своих действиях и не подвержены вмешательству в их деятельность органов государственной власти (ст. 6 закона «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ).
Допускается отсутствие прямого участия работодателя в объединении, но с возможностью делегирования права представления его интересов этим объединением.
Подписанные объединением работодателей соглашения, связанные с соцпартнерством, обязательны к исполнению для (ст. 48 ТК РФ):
- всех членов этого объединения;
- работодателей, уполномочивших объединение быть представителем их интересов;
- работодателей, не участвовавших прямо или косвенно в разработке соглашения, но присоединившихся к нему после его подписания.
В постоянно действующих 3-сторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, созданных на федеральном уровне, работодателей могут представлять только их объединения (ст. 35 ТК РФ).
Информация о срочном трудовом договоре есть в статьях:
Участие государства в соцпартнерстве
Государству в соцпартнерстве отводятся достаточно важные роли, обязывающие его:
- к содействию в укреплении и развитии этого процесса;
- участию в работе 3-сторонних комиссий.
Первая из этих ролей заключается в разработке законодательной основы, необходимой:
- для регулирования вопросов взаимодействия сторон в соцпартнерстве;
- обеспечения наличия гарантий для лиц, участвующих в коллективных переговорах;
- установления ответственности для нарушителей процедур взаимодействия и невыполняющих коллективные соглашения.
При этом государство далеко не всегда непосредственно задействовано во взаимоотношениях между работниками и работодателями. Его участие в соглашениях, финансируемых за счет бюджета, является обязательным, а во всех остальных случаях 2 основные стороны соцпартнерства могут сами решить, нужно ли такое привлечение (ст. 45 ТК РФ).
Вторая роль позволяет, ориентируясь на реальные интересы общества, принимать важные законодательные решения на всех существующих уровнях. Государство в этом качестве является третьей независимой стороной переговоров, в задачи которой входит:
- защита интересов общества в целом;
- учет различных мнений при разработке политики государства;
- принятие мотивированных законодательных и управленческих решений.
Гарантии для представителей работников
Законодательство обязывает работодателя к созданию условий для возможности осуществления деятельности в рамках соцпартнерства для представителей работников (ст. 32 ТК РФ). В отношении профсоюзного органа существует обязанность бесплатного обеспечения его (ст. 377 ТК РФ):
- помещением, подходящим для офисной работы в нем;
- необходимым оборудованием, средствами связи, документами;
- возможностью размещения информации об осуществляемой деятельности.
Работники, уполномоченные к участию в переговорах от имени коллектива, имеют право на (ст. 39 ТК РФ):
- освобождение от основной работы на период переговоров, но не больше, чем на 3 месяца;
- сохранение места работы и средней зарплаты на этот период;
- компенсацию всех затрат, понесенных в связи с участием в переговорах, в т. ч. на оплату услуг приглашенных сторонних специалистов, если такое условие содержится в заключенном в результате переговоров соглашении;
- привлечение к дисциплинарной ответственности, перевод на другую работу или увольнение по инициативе работодателя только по согласованию с уполномочившим их быть представителем коллективом (органом), если дисциплинарный проступок не является грубым, допускающим увольнение за его совершение.
О существующих видах ответственности за дисциплинарные проступки и о тех нарушениях, которые относятся к грубым, подробнее читайте в материале «Дисциплинарная ответственность работника и ее виды».
Что такое материальная отвественность работников, читайте здесь.
Образец положения о материальной ответсвенности работников вы найдете в статье.
Ответственность за неисполнение функций представителями
ТК РФ предусматривает административную ответственность для представителей обеих сторон, участвующих в соцпартнерстве (ст. 54, 55 ТК РФ). Однако в текстах соответствующих пунктов КоАП РФ речь идет только о представителях работодателя, которому в нижеперечисленных случаях грозит либо предупреждение, либо штраф, который может составить:
- при уклонении от участия в переговорах по коллективному договору или срыве сроков его заключения — до 3 000 руб. (ст. 5.28 КоАП РФ);
- при неправомерном отказе от подписания разработанного в результате переговоров документа — до 5 000 руб. (ст. 5.30 КоАП РФ);
- при непредставлении необходимой для переговоров или контроля за выполнением принятого коллективного документа информации — до 3 000 руб. (ст. 5.29 КоАП РФ);
- при нарушении обязательств, возложенных на представителей принятым коллективным документом, — до 5 000 руб. (ст. 5.31 КоАП РФ).
Таким образом, фактически к ответственности за уклонение от участия в соцпартнерстве может быть привлечен только работодатель.
Как организовать самоконтроль соблюдения трудового законодательства, рассказали эксперты КонсультантПлюс с ссылками на рекомендации Минтруда. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Итоги
Соцпартнерство — важная составляющая взаимодействия работников и работодателей, являющихся основными сторонами этого процесса, позволяющая расширить границы их взаимного участия в деятельности, осуществляемой работодателями. В определенных ситуациях соцпартнерство приобретает особое значение для уровня государственного управления, и тогда государство становится третьим участником переговоров, осуществляемых в рамках соцпартнерства.