Кем и как могут разрабатываться профстандарты
В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ профстандарт — это квалификационная характеристика, необходимая работнику при выполнении им соответствующей трудовой функции. Начиная с июля 2016 года применение профстандартов стало обязательным для некоторых категорий работодателей и профессий.
Проекты профстандартов могут разрабатываться работодателями (в т. ч. их объединениями и сообществами), некоммерческими и саморегулируемыми организациями с привлечением образовательных профучреждений, а также другими лицами. Главное при разработке проектов профстандартов — обеспечить соблюдение методических указаний Минтруда, макета профстандарта и верное применение уровней квалификации в профессиональных стандартах.
Проекты профстандартов вместе с необходимым пакетом документов подаются на рассмотрение в Министерство труда и соцзащиты РФ. По результатам анализа принимается решение об отклонении проекта профстандарта, его утверждении или отправке на доработку. Порядок создания и утверждения профстандартов прописан в правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.
Обязательно применять профстандарты? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте ответ эксперта с ссылками на нормативную базу.
Сфера применения уровней профстандартов
Уровни профессиональных стандартов используются разработчиками для описания трудовой функции сотрудника, а также требований, предъявляемых к его обучению/образованию. Сами же уровни квалификации в профстандартах приведены в приказе Минтруда от 12.04.2013 № 148н.
Информацию о профессиональном обучении работников вы найдете в нашей статье «Ст. 196 ТК РФ: вопросы и ответы».
Уровни квалификации очерчивают круг требований:
- к знаниям, навыкам и умениям сотрудников;
- квалификационному уровню в зависимости от должностной ответственности и полномочий каждого сотрудника.
Описание квалификационных уровней профессиональных стандартов
Уровень |
Данные по квалификационным уровням |
Что требуется для достижения уровня квалификации |
||
Должностные полномочия и ответственность |
Необходимые умения |
Необходимые знания |
||
1 |
Выполнение заданий под руководством. Персональная ответственность |
Выполнение стандартных поручений (чаще физический труд) |
Элементарные или базовые специальные |
Прохождение инструктажа, непродолжительного обучающего курса. Практические умения |
2 |
Выполнение поставленных задач под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых задач. Персональная ответственность |
Выполнение стандартных поручений. Выбор подхода к выполнению задания из инструкций. Коррекция подхода к выполнению работы с учетом сложившихся условий |
Специальные |
Профобучение, переподготовка рабочих/служащих, как правило, на протяжении минимум 2 месяцев. Практические знания |
3 |
Выполнение заданий под руководством с элементами самостоятельности при выполнении стандартных заданий. Планирование своей работы исходя из условий полученного от руководства поручения. Персональная ответственность |
Решение стандартных практических задач. Подбор способа действия, основанного на знаниях и практическом опыте. Корректировка действий с учетом условий их осуществления |
Понимание фундаментальных основ при решении стандартных заданий на практике. Использование спецзнаний |
Профподготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих/служащих, как правило, в срок до 1 года |
4 |
Выполнение заданий под руководством с элементами самостоятельности при выполнении типовых заданий, которые требуют анализа ситуации. Составление плана работы для себя, а также группы сотрудников. Ответственность за себя и своих подчиненных |
Умение решать различные практические задачи. Выбор способа действий исходя из практического опыта и полученных знаний. Контроль и оценка ситуации и в случае необходимости коррекция действий |
Понимание методических и научно-технических основ при осуществлении практических заданий. Использование спецзнаний. Способность к самостоятельной обработке информации |
Среднее профтехобразование, прохождение программы по подготовке квалифицированного персонала. Прохождение профподготовки, переподготовки и программ повышения квалификации. Практические навыки |
5 |
Самостоятельное принятие решений для выполнения практических задач, которые требуют исследования текущей ситуации и отслеживания ее изменений. Принятие участия в управлении решением полученных заданий внутри структурных подразделений. Ответственность за себя, своих подчиненных или подразделения |
Нахождение решения разнообразных практических заданий, предусматривающих элементы проектирования. Способность выбрать верный способ решения задачи при изменении ситуации. Контроль, анализ и в случае необходимости корректировка ситуации |
Использование технологических или методических профзнаний. Умение самостоятельно находить нужную для решения профессиональных заданий информацию |
Получение среднего профобразования при обучении специалистов среднего звена, подготовка высококвалифицированных кадров. Профподготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих/служащих. Обучение по дополнительным профпрограммам. Практические навыки
|
6 |
Самоорганизация своей работы, а также работы подчиненных для достижения поставленной цели. Способствование налаживанию двустороннего сотрудничества между работниками или подразделениями. Ответственность за подразделение или предприятие в целом |
Разработка, внедрение, анализ, контроль с возможной корректировкой направлений профдеятельности, а также методических и технологических решений |
Использование профзнаний методической и технологической направленности, в т. ч. инновационного характера. Самостоятельный анализ, поиск и анализ профинформации |
Получение высшего образования. Получение среднего профтехобразования по подготовке среднего звена. Дополнительные профпрограммы. Практические навыки
|
7 |
Разработка стратегий, принятие решений для управления крупными организациями, в т. ч. по инновационной деятельности. Ответственность за результат работы крупных предприятий или подразделений |
Разрешение задач по развитию профдеятельности и предприятий с применением различных технологий и методов, в т. ч. инновационного характера. Разработка новых подходов, методик, технологий |
Понимание методологических основ профдеятельности. Разработка новых практических решений в определенной сфере. Нахождение источников и информации, необходимых для развития предприятия или профдеятельности |
Получение высшего образования (специалитет или магистратура). Обучение по дополнительным профпрограммам. Практические навыки |
8 |
Разработка стратегии для управления хоздеятельностью и процессами крупных предприятий с принятием самостоятельных решений. Ответственность за результативность работы крупных компаний или целых отраслей |
Разрешение проектно-исследовательских задач, направленных на повышение эффективности процессов |
Создание новых решений междисциплинарного, межотраслевого характера. Подбор и анализ информации для развития деятельности |
Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры. Программы высшего образования (магистратура или специалитет). Обучение по дополнительным профпрограммам. Получение практических навыков |
9 |
Разработка стратегии при управлении большими техсистемами, а также процессами экономического и социального характера. Особый вклад в определенную сферу деятельности. Ответственность за результат работы на международном и внутригосударственном уровнях |
Разрешение задач проектного, исследовательского и методологического характера, направленных на повышение эффективности деятельности |
Создание фундаментальных знаний межотраслевого и междисциплинарного направления |
Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры. Обучение по дополнительным профпрограммам. Получение практических навыков |
Итоги
Уровни квалификации при разработке проектов профстандартов помогают четче составить квалификационное описание трудовой функции работника. Всего предусмотрено 9 квалификационных уровней. Они являются основами для оценки общего набора знаний и умений сотрудника, достаточных для выполнения определенных трудовых функций.