Наш телеграм-канал

Методические рекомендации по применению профессиональных стандартов

Методические рекомендации по применению профессиональных стандартов разработаны компетентными органами власти. Однако формального следования им может быть недостаточно — изучим, почему.

 

 

Кому могут понадобиться методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов?

Разработчиками профстандартов могут быть (п. 3 правил, введенных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, далее — правила):

Принимать участие в разработке профстандартов могут образовательные учреждения и иные заинтересованные субъекты.

Координировать работу над созданием профстандартов обязано Минтрудсоцзащиты РФ. Разработка профстандартов должна осуществляться в соответствии с методическими рекомендациями, также издаваемыми Минтрудсоцзащиты РФ (п. 6 правил).

Методические рекомендации, о которых идет речь в этой публикации, утверждены приказом Минтрудсоцзащиты РФ от 29.04.2013 № 170н.

Рассмотрим, какие из положений данного приказа заслуживают особого внимания.

Методические рекомендации Минтрудсоцзащиты РФ: на что обратить внимание

Любой профстандарт, соответствующий критериям, которые установлены Минтрудсоцзащиты РФ, должен включать:

1. Перечень обобщенных трудовых функций по должности, для которых устанавливаются:

Только в том случае, если квалификация сотрудника соответствует требованиям по уровню образования и опыту, он получает право работать по профессии, для которой разработан стандарт (при условии обязательного его применения).

2. Перечень конкретных трудовых функций — в рамках обобщенной функции, для каждой из которых устанавливаются:

Таким образом, главные задачи разработчика профстандарта:

Главная задача профессионального стандарта — стимулирование повышения производительности труда за счет эффективного распределения трудовых действий между сотрудниками предприятия при условии наличия у них достаточной квалификации. Некачественная проработка профстандарта способна привести к обратному результату.

Пока профессиональные стандарты не приобрели повсеместной распространенности, у законодателя и иных заинтересованных лиц есть время на то, чтобы обратить внимание на ряд очевидных проблемных нюансов внедрения стандартов на практике.

Дело в том, что качество профстандартов, разработанных в соответствии с рекомендациями Минтрудсоцзащиты РФ и принятых, таким образом, в виде федеральных нормативных актов, оценивается экспертами неоднозначно. Рассмотрим, в чем могут заключаться недоработки компетентных ведомств в данном направлении их деятельности.

Проблемные нюансы при разработке профстандартов: дефицит регламентов

На текущий момент эксперты выявляют следующие проблемные нюансы:

1. Отсутствие законодательных регламентов, определяющих порядок применения трудовых функций из разных профстандартов.

На многих предприятиях есть специалисты, выполняющие работу, по сути соответствующую трудовым функциям из нескольких стандартов. Например, бухгалтер, кроме деятельности по своему профстандарту (утвержденному приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 № 1061н), также может решать задачи, связанные с управлением кадрами, для которого также принят отдельный профстандарт (утвержден приказом Минтруда РФ от 06.10.2015 № 691н). Как в таком случае внедрять трудовые функции, законодатель пока не разъяснил.

2. Отсутствие законодательных регламентов, определяющих порядок выбора конкретных трудовых функций из числа зафиксированных в профстандарте.

В структуре профстандартов предусмотрено 2 типа трудовых функций:

С учетом отмеченной особенности законодательного регулирования неясно, какие трудовые функции прописывать в должностной инструкции (ДИ) сотрудника — обобщенные или «обычные». Если фиксировать в инструкции сотрудника первые, то соответствующий им объем работы может оказаться фактически невыполнимым для работника. В свою очередь, отражение в ДИ только одной «обычной» трудовой функции делает крайне сложной организацию работы в фирме, так как в этом случае на каждую «обычную» функцию придется нанимать отдельного сотрудника.

Проблемные нюансы: практика внедрения профстандартов

Есть также ряд проблемных нюансов, характеризующих практику внедрения профстандартов:

1. Недостаточная сбалансированность соотношения профессионального разряда по должности и стажа работы во многих профстандартах.

Например, получение 5-го разряда монтажником опалубочных систем исходя из структуры соответствующего профстандарта (утвержденного приказом Минтруда РФ от 16.01.2015 № 17н) возможно, только если человек сможет последовательно приобрести разряды с 1-го по 4-й в течение стажа работы, составляющего порядка 10 лет.

На практике совсем немного специалистов готовы проделать данный карьерный путь, в то время как молодые и даже имеющие средний по меркам отрасли опыт монтажники по логике соответствующего профстандарта смогут рассчитывать разве что на не самую высокую зарплату по младшим разрядам. В случае если данный профстандарт будет обязательным для всех предприятий, возможно возникновение резкого дефицита кадров в соответствующем сегменте вследствие массового устремления монтажников перепрофилироваться под более высокооплачиваемые профессии.

2. Отсутствие разграничений по квалификационным требованиям для руководящих должностей в некоторых сферах хозяйства, которые могли бы устанавливаться исходя из правового статуса предприятия, а также масштабов бизнеса.

Так, руководителем любого строительного предприятия по соответствующему профстандарту (утвержденному приказом Минтруда РФ от 26.12.2014 № 1182н) может быть только человек с высшим образованием, имеющий опыт работы в строительстве не менее 5 лет, на руководящей должности — не менее 2 лет. Если применение такого стандарта будет обязательным для всех фирм, это может значительно осложнить вход в сегмент для молодых квалифицированных менеджеров, а также предпринимателей, не имеющих большого опыта в строительной сфере: при недостаточном практическом опыте владелец бизнеса не сможет возглавить свою же организацию, и ему придется нанимать стороннего менеджера.

3. Наличие в ряде профстандартов чрезмерно строгих требований к стажу работы, что делает крайне затруднительным или практически невозможным начало карьеры молодого специалиста.

В числе таких профстандартов — «Гидротехник в строительстве» (утвержден приказом Минтруда РФ от 22.04.2015 № 237н). Данным стандартом предусмотрена единственная обобщенная трудовая функция, для которой вне зависимости от уровня образования человека установлен минимальный стаж работы в 3 года по направлению профессиональной деятельности. Молодой выпускник среднего учебного заведения и, возможно, исключительно квалифицированный гидротехник может не иметь законной возможности устроиться на работу по своей же профессии, если стандарт будет обязательным.

Можно с уверенностью говорить об исключительной значимости обращения компетентными органами внимания на указанные проблемные нюансы, а также принятия ими практических мер по совершенствованию подходов к разработке профессиональных стандартов.

Итоги

Минтрудсоцзащиты РФ издало отдельные Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов. В соответствии с ними профстандарты должны структурироваться и наполняться по существу — как источники норм, призванные повышать производительность труда на российских предприятиях. При этом, как показывает практика внедрения профстандартов, данные рекомендации, как и сами профстандарты, пока еще не являются четко сбалансированным источником норм и вызывают много вопросов.

Узнать больше об особенностях применения профстандартов на практике вы можете в статьях: