Разъяснения ФНС, которые противоречат нормам НК РФ, можно оспорить в Верховном суде по правилам, предусмотренным для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. И не важно, что формально письма не являются НПА. Если «незаконное» письмо обладает нормативными свойствами, то есть содержит обязывающие предписания общего характера, у налогоплательщиков должна быть возможность его отменить. Такой важный вывод сделал Конституционный суд РФ в Постановлении от 31.03.2015 № 6-П.
Суд отметил, что обязательность разъяснений, содержащихся в письмах ФНС, для налогоплательщиков нормативно не закреплена. Однако в силу субординации ими должны руководствоваться налоговики. Поэтому, хоть и опосредованно, но они приобретают обязательный характер и для неопределенного круга налогоплательщиков. А значит, у последних должно быть право на судебную защиту.
До настоящего времени такая защита была, по большей части, ситуативной. И осуществлялась посредством обжалования отдельных решений, вынесенных налоговиками с учетом позиции ФНС в отношении конкретных налогоплательщиков. А у судей было формальное основание для отказа в рассмотрении обращений по поводу отмены писем налогового ведомства – письмо не является нормативным актом.
Теперь с формализмом должно быть покончено. КС обязал законодателей установить процедуру оспаривания актов федеральных органов исполнительной власти, в том числе ФНС, содержащих разъяснения налогового законодательства, которые формально не являются НПА, но фактически обладают нормативными свойствами (это коснется и писем Минфина России). А до того, как порядок будет закреплен законодательно, постановил оспаривание писем ФНС производить по правилам для нормативных правовых актов.
И это логично. Гораздо проще один раз признать недействующим «неправильное» письмо, чем бесконечно отменять решения, принятые инспекторами на его основании.
Однако это не означает, что можно начать оспаривать все подряд. Чтобы стать предметом оспаривания, разъяснения должны устанавливать (изменять, отменять) правила, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, и тем самым оказывать общерегулирующее воздействие на налоговые отношения. В иных случаях в их судебной проверке на предмет соответствия НК РФ будет отказано.