Суть работы через электронный магазин
Работа в виде закупок через электронный магазин по 223-ФЗ от 18.07.2011 — это неконкурентный способ закупок, проводимый среди ограниченного круга лиц на специализированных онлайн-площадках. Его суть заключается в том, что заказчики закупают товары и услуги:
- у представителей малого и среднего бизнеса (МСБ), включенных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
- самозанятых, не являющихся ИП.
К субъектам малого предпринимательства относят ИП и организации, которые имеют небольшую долю влияния на рынке, а также получают доход до 800 миллионов в год и имеют среднесписочную численность сотрудников максимум 100 человек.
Представители среднего бизнеса получают доход от своей деятельности в размере свыше 800 миллионов и до 2 миллиардов рублей в год. Среднесписочная численность персонала в такой компании составляет от 101 до 250 человек, а сам хозяйствующий субъект перестает быть малым. Зачастую у компании (ИП) появляются инвесторы и расширяется состав.
Самозанятые, участвующие в электронном магазине — это граждане, осуществляющие профессиональную деятельность без образования ИП, зарегистрированные в ФНС в качестве плательщика НПД.
Как показывает практика, закупки через электронный магазин проводятся как среди представителей МСБ, так и среди самозанятых.
О том, как провести закупку у самозанятых по 223-ФЗ без нарушений, рассказано в Готовом решении от "КонсультантПлюс". Материал можно изучить после оформления пробного бесплатного доступа к системе.
Отметим, что проводить закупки в электронном магазине по 223-ФЗ необязательно. Это право, а не обязанность заказчика. Но если вы решили работать таким способом, то обязательно пропишите его в Положениях о закупках.
Правила и порядок проведения закупок через электронный магазин
При проведении закупок через электронный магазин согласно 223-ФЗ опирайтесь на правила, установленные постановлением Правительства РФ № 1352 от 11.12.2014. Согласно положениям этого нормативно-правового акта максимальная цена контракта ограничена 20 миллионами рублей, а проводить торги разрешено только на определенных площадках. В число таких операторов входят:
- АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
- АО «Единая электронная торговая площадка»;
- АО «Российский аукционный дом;
- АО «ТЭК — Торг»;
- АО «Электронные торговые системы»
- ЗАО «Сбербанк — АСТ»;
- ООО «РТС — тендер»;
- ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».
Обязательно разработайте порядок проведения закупок посредством электронного магазина по 223-ФЗ и укажите его в Положении. При разработке учитывайте ряд законодательных особенностей, в том числе максимальную сумму договора и перечень электронных площадок (ЭП). В целом закупки через электронный магазин осуществляются в следующем порядке:
- Участник закупки размещает предварительное предложение. Он указывает товар, работы или услуги, устанавливает цену.
- Заказчик выставляет свой заказ, указывая в нем соответствующие условия. Здесь описываются требования как к самому участнику, так и к закупаемым товарам (услугам, работам).
- Оператор площадки сравнивает предложения и подбирает наиболее подходящие заказчику.
- Далее заказчику предстоит выбрать участника для заключения договора. Для этого оценивают отобранные оператором ЭП предложения (в соответствии с положением о закупке) и останавливаются на тех, кто соответствует заявленным требованиям.
Завершающий этап — заключение договора. По общему правилу, стороны должны подписать такое соглашение в течение 20 дней с даты принятия заказчиком соответствующего решения. Участник исполняет свои обязательства по контракту только после его заключения, а заказчик обязан оплатить поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги в течение 7 рабочих дней с даты подписания акта приема-передачи товара (об оказании услуг, выполненных работ).
Договор заключают на условиях, предъявленных заказчиком, но с учетом предложения участника, в электронной форме на ЭП, где проходила закупка. Если сделка сорвалась, заказчик имеет полное право отменить решение об определении поставщика посредством электронного магазина и провести закупки традиционным способом, без учета правил, установленных ПП РФ № 1352.
Итоги
Торги через электронный магазин выгодны как для заказчиков, так и для поставщиков и подрядчиков. У заказчика появляется возможность закупить товар (работы, услуги) в электронной форме, сохранив при этом состязательность предложений участников, а сама сделка не вызовет подозрений у контролирующих органов. Что касается поставщиков и подрядчиков, то закупки посредством электронного магазина позволяют повысить популярность самой компании (деловую репутацию самозанятого — не ИП) и увеличить объем продаж, что, несомненно, положительно скажется на результатах деятельности.