Наш телеграм-канал

Коммерческая осмотрительность при выборе контрагента

Коммерческая осмотрительность — как ее проявлять, чтобы контролирующие органы не доначислили налоги? В чем отличие коммерческой осмотрительности от должной? На какие нормативные акты опираться при проявлении осмотрительности? Разбираем вопросы проявления коммерческой осмотрительности в статье.

Должная и коммерческая осмотрительность

Определений должной и коммерческой осмотрительности в законодательных актах нет. Но эти понятия прочно вошли в жизнь бизнесменов. Для достаточного проявления коммерческой осмотрительности создаются целые инструкции, чек-листы, разрабатывается программное обеспечение, оказывающее помощь в формировании пакета документов, являющегося весомым доказательством проявления коммерческой осмотрительности при выборе контрагента.

Что же подразумевается под должной и коммерческой осмотрительностью в 2024 году?

Термин «должная осмотрительность» появился достаточно давно. Именно ею необходимо было пользоваться при выборе контрагента. Налоговики при выявлении необоснованной налоговой выгоды должны были оценивать обоснованность выбора контрагента налогоплательщиком. Налогоплательщик, в свою очередь, обязан был провести работу по изучению деятельности контрагента, которая выходила за рамки простого запроса уставных документов и выписки из ЕГРЮЛ.

Еще о должной осмотрительности мы писали в статье.

ВАЖНО! Необоснованную налоговую выгоду можно получить при учете нереальных операций и операций с «техническими» контрагентами, которые введены в цепочку сделок исключительно с целью получения той самой выгоды.

Как рассчитать налоговую нагрузку, можно прочитать в нашем материале.

Впоследствии должную осмотрительность заменили коммерческой — в 2024 году налогоплательщики должны проявлять именно коммерческую осмотрительность. Это понятие более широкое по сравнению с должной осмотрительностью. В чем его суть и на каких правовых актах оно основано, расскажем ниже.

Под сомнение может подпасть и право применения вычета по НДС. Как следует проявлять осмотрительность, чтобы не сняли вычеты по НДС? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и переходите в Путеводитель по НДС.

На чем основана необходимость коммерческой осмотрительности

Установлена необходимость проявления коммерческой осмотрительности письмом ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@. Оно описывает практику применения ст. 54.1 НК РФ.

Таким образом, проявлять должную коммерческую осмотрительности при выборе контрагента нас обязывают:

Кратко напомним основные положения ст. 54.1 НК РФ:

 

Указанное выше письмо расшифровывает, как должны действовать налоговые органы для выявления операций, незаконно отраженных налогоплательщиком при исчислении налоговой базы и, соответственно, налога. Налогоплательщик, в свою очередь, должен принять во внимание критерии налоговиков для проверки и разработать в организации общий стандарт коммерческой осмотрительности, по которому следует проверять всех новых контрагентов.

О том, какие критерии предусмотреть и как разработать стандарт, расскажем далее.

О презумпции добросовестности налогоплательщика мы писали здесь.

Критерии коммерческой осмотрительности

Налоговики не стали изобретать велосипед и придумывать что-то инновационное в вопросе проявления коммерческой осмотрительности. Они опирались на нормы гражданского законодательства и на сложившуюся судебную практику. Коммерческая осмотрительность основана на осмотрительном поведении в гражданском обороте, которое ожидается от его разумного участника. При этом проявление коммерческой осмотрительности может варьироваться в зависимости от размера и частоты сделок с контрагентом. То есть разовый поставщик канцелярии для офиса может не подвергаться столь тщательному контролю, как постоянный поставщик основного сырья для производства.

Оценивается не только недобросовестность контрагента, но и знание об этом или возможность такого знания налогоплательщиком, то есть недобросовестность не контрагента, а уже самого налогоплательщика.

Что подскажет налоговикам, что налогоплательщик недобросовестный?

 

Исходя из вышеизложенного, напрашивается вопрос, а какая информация считается достаточной для определения добросовестности контрагента, то есть достаточной для проявления той самой коммерческой осмотрительности. Эти критерии приведены в письме ФНС.

 

Цены сделки, значительно отличающиеся от рыночных, тоже могут указывать на необоснованную налоговую выгоду.

ВАЖНО! Каждый из этих критериев сам по себе не является доказательством недобросовестности налогоплательщика или контрагента, их следует рассматривать в совокупности.

О трендах налоговых проверок в 2024 году мы рассказывали в статье.

Как разработать стандарт коммерческой осмотрительности

Итак, для снижения факторов риска следует:

Проверка контрагента является основной частью проявления коммерческой осмотрительности. Поэтому стоит разработать регламент о проверке контрагентов, которым будут руководствоваться сотрудники, непосредственно отвечающие за выбор партнеров.

Что указывать в регламенте:

 

Пример регламента о проверке контрагента приведен в «КонсультантПлюс». Оформите пробный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию, где дан образец документа. Это бесплатно.

Какие сторонние ресурсы существуют для проверки контрагентов? Большинство ресурсов работают на базе официального сайта налоговой инспекции. Здесь можно получить:

Также есть сервисы иных государственных служб, которые дают важные сведения о контрагенте:

Чтобы облегчить процесс сбора разрозненной информации, многие поставщики специальных справочных систем создали блоки для аккумуляции информации о контрагентах, которую они выдают в виде уже готового отчета. Конечно, данная услуга поставляется за отдельную плату.

Итоги

Налоговики обязывают налогоплательщиков проявлять коммерческую осмотрительность при выборе контрагента. На предприятии следует разработать регламент, где детально будет прописан порядок проверки контрагента: какая информация о нем собирается, кем и как анализируется, каков порядок отчетности по проведенной работе. Проявление коммерческой осмотрительности позволит уменьшить риски, связанные с претензиями налоговиков.