Наш телеграм-канал

Как восстановить договор купли-продажи квартиры?

Договор купли-продажи квартиры подтверждает право собственности на нее. Он может понадобится, если нужно продать или подарить недвижимость. Однако нередки ситуации, когда его теряют. В данном материале рассказываем, как восстановить договор купли продажи квартиры.

Какие документы нужны для распоряжения квартирой

Для распоряжения квартирой потребуются:

Эти документы будут нужны не только в случае, если собственник отчуждает недвижимость (продает или дарит), но и если распоряжается ей иным способом — например, заключает договор аренды.

Почти все бумаги из списка можно получить в различных организациях и ведомствах. Исключение — договор купли продажи квартиры, если недвижимость была приобретена на его основании. Этот документ получить в случае утраты гораздо сложнее.

Утерян договор купли-продажи квартиры, как восстановить: все способы

Существует несколько способов восстановления договора купли-продажи квартиры. Рассмотрим каждый из них.

Восстановление договора купли-продажи квартиры через нотариуса

Договор купли-продажи недвижимости мог быть удостоверен нотариально. В таком случае он хранится у нотариуса, а затем передается в архивы нотариальной палаты.

Бумажные нотариально удостоверенные документы хранятся у нотариуса в течение 10 лет.

Если нотариальной конторы, в которой удостоверяли ваш договор уже не существует, это не значит, что заверенные документы пропали: архив просто передан на хранение другому нотариусу.

Однако обратиться к нотариусу надо не за копией (для удостоверения копии нотариусу нужен оригинальный договор), а за дубликатом договора.

Если 10 лет с даты удостоверения договора уже прошло, то можно запросить копию в архивах нотариальной палаты.

Узнать, где хранится нотариальное дело можно на сайте нотариальной палаты

Выдача дубликата – нотариальное действие. За него нужно оплатить госпошлину в сумме 100 руб. Поиск в архивах и снятие копии тоже оплачиваются – как услуги документарного и правового характера. Эти суммы разные по регионам, но в пределах 4882 руб.

Восстановление договора купли-продажи квартиры через Росреестр

При регистрации права собственности на жилое помещение в Росреестр предоставляются документы, подтверждающие возникновение права собственности на нее, поэтому там должна хранится копия договора купли-продажи (в бумажной или электронной форме).

Получить копию договора можно, обратившись напрямую в Росреестр или в МФЦ. При этом понадобится предоставить следующие бумаги:

Важно помнить, что копия договора купли-продажи будет храниться в Росреестре только в случае, если право на квартиру регистрировали в ведомстве. Ранее орган регистрации прав называли учреждением юстиции, регистрационной службой, затем отделом или управлением Росреестра, как сегодня. Однако все это один и тот же орган, архивы его содержат документы, сданные на регистрацию, начиная с 1997-1998 годов (в разных регионах России учреждения юстиции были созданы в разное время)

До учреждений юстиции иногда регионы предусматривали регистрацию права в БТИ и местных администрациях. Переданных туда договоров в Росреестре может и не быть (хотя некоторые БТИ передали полностью в Росреестр свои архивы).

За выдачу копии нужно будет уплатить госпошлину в сумме 170 руб.

Как восстановить договор купли-продажи квартиры через Госуслуги: инструкция

Копию договора можно получить в том числе онлайн через госуслуги.

Для этого понадобится выполнить следующие действия:

  1. Ввести в поиске на портале «Госуслуг «Предоставление сведений из ЕГРН»;
  2. Выбрать в меню пункт «Получить копию документа»; 

  1. Указать, кто запрашивает копию (владелец недвижимости, его представитель или кто-то другой);
  2. Кликнуть по выпадающему списку и выбрать «Иной документ, на основании которого внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости».
  3. Кликнуть «Перейти к заявлению». 

  1. Проверить правильность сведений о себе.
  2. Выбрать объект недвижимости.
  3. Оплатить госпошлину 170 руб. (тоже можно онлайн)

Документ придет на электронную почту. Если вы желаете получить бумажную версию, зайдите в любое МФЦ – там вам поставят на ваш документ печать.

Если документы на квартиру украли

Если документы на квартиру похищены, следует незамедлительно обратиться в полицию с заявлением о краже. Также необходимо направить заявление в Росреестр или БТИ (если право собственности приобретено до 31 января 1998 года) с сообщением об этом и просьбой не совершать регистрационных действий с квартирой без вашего личного присутствия. Уже после этого можно начинать восстанавливать документы описанными выше способами.

Что делать, если договор не удалось восстановить

Иногда договор купли-продажи не удается восстановить: если его не осталось у второй стороны сделки, уничтожено номенклатурное дело у нотариуса, документы отсутствуют в Росреестре. Если квартира была куплена до 31 января 1998 года, следует обратиться в БТИ по месту жительства. Там изготовят справку, подтверждающую право собственности на квартиру, копия договора тоже может храниться в БТИ. С ней необходимо обратиться в Росреестр для внесения записи в ЕГРН и получения свидетельства о праве собственности на квартиру

Можно ли не восстанавливать договор, если осталась его нотариальная копия

От потери документов не застрахован никто, даже при бережном хранении. Чтобы она не вызывала неприятных последствий, рекомендуется делать 1-2 нотариально заверенные копии бумаг на квартиру. Это требует лишних затрат на нотариуса, зато даст время на восстановление договора купли-продажи, т.к. копия у вас будет на руках.

В том числе можно оформить электронную копию договора купли-продажи квартиры, удостоверенную нотариусом. Подробнее об этом читайте в системе КонсультантПлюс. Бесплатно получить информацию из системы КонсультантПлюс можно, если подключить пробный доступ на 2 дня по ссылке.

Однако восстановить договор через Росреестр или нотариуса все равно придется, т.к. по нотариально заверенной копии договора, оформленного до введения госрегистрации сделок, Росреестр не зарегистрирует право собственности.

Итоги

Договор купли-продажи квартиры – очень важный документ, который фиксируется в государственных органах, а по желанию сторон договора – и у нотариуса. Поэтому восстановить договор вполне возможно, однако это потребует некоторых затрат, например, на госпошлину.