Как и для чего предоставляются субсидии на иные цели
Субсидии на иные цели — денежные средства, выделяемые бюджетным учреждениям из разных бюджетов бюджетной системы РФ. Такие субсидии выделяются строго на определенные цели:
- Возмещение затрат и недополученных доходов, возникающих в результате производства товаров, оказания услуг и выполнения работ по ценам, которые регулируются государством.
- Для осуществления бюджетным учреждением расходов, которые носят разовый (непостоянный) характер. Например, такие расходы появляются в рамках проектной деятельности бюджетного учреждения — дело в том, что включение таких расходов в состав нормативных затрат на предоставление услуг в рамках государственного задания может привести к искажению реальной стоимости услуг.
Учет субсидии на иные цели необходимо вести отдельно, поскольку эти средства подлежат особой проверке со стороны контролирующих органов.
Существует определенный порядок и объемы предоставления субсидий. Если средства предоставляются не в соответствии со ст. 78.4 БК РФ, то порядок определяется:
- для федеральных учреждений — правовым актом Правительства РФ;
- для учреждений, действующих на уровне субъекта РФ — правовым актом высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ;
- для муниципальных учреждений — правовым актом местной администрации.
ВАЖНО! Субсидии должны предоставляться в четком соответствии общим правилам, установленным постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 № 203.
На основании п. 17 ст. 241 БК РФ учреждение не должно иметь неурегулированную (просроченную) задолженность перед тем, кто предоставляет субсидии. Также в ст. п. 1 ст. 78.1 БК РФ указано, что в большинстве случаев субсидии на иные цели предоставляются на основании заключенного соглашения.
Подробнее о том, на каком основании и каким образом списать задолженность бюджетному учреждению, мы рассказали в материалах - дебиторская задолженность, кредититорская задолженность.
Отражение в учете субсидии на иные цели обязательно при любых обстоятельствах. А соглашение на предоставление субсидии между учреждением и бюджетом иногда может отсутствовать. Исключения возникают только на федеральном уровне в таких случаях, как:
- учреждение выполняет полномочия ГРБС и ПБС;
- средства предоставляются самостоятельным подразделениям (обособкам) бюджетного учреждения в том случае, если источником их финансирования выступают именно субсидии на иные цели.
В остальных случаях для федеральных бюджетов соглашение заключается и составляется на бланке по утвержденной форме. Она утверждена приказом Минфина России от 22.07.2022 № 114н.
В соглашении обязательно должны присутствовать следующие пункты:
- условия предоставления субсидии, а также цель, на которую выделяются денежные средства;
ВАЖНО! Цели могут быть разными. Так, субсидии выделяют на проведение специальной оценки условий труда (СОУТ), приобретение бюджетным учреждением основных средств (кроме недвижимости), для обучения сотрудников и др.
- размер субсидий;
- срок, на который предоставляются денежные средства;
- положение о контроле за использованием средств, включая учет субсидии на иные цели;
- порядок возврата денежных средств, которые были предоставлены бюджетному учреждению в рамках субсидирования, но не были освоены.
Подробно о том, как учреждению вернуть неиспользованные субсидии на иные цели обратно в бюджет, рассказано в Готовом решении от "КонсультантПлюс". С материалом можно ознакомиться, получив пробный доступ к системе «КонсультантПлюс» бесплатно.
Бюджетным учреждениям денежные средства, выделяемые в рамках субсидии, поступают на обособленный лицевой счет (на него не должны перечисляться бюджетные средства, а также средства от приносящей доход деятельности). Это требование указано в ФЗ-83 от 08.05.2010.
Бюджетные учреждения федерального уровня дополнительно должны направить в орган Федерального казначейства Сведения по установленной форме 0501016. Это необходимо для того, чтобы расходы могли санкционировать. При этом учреждение должно направить Сведения в срок не позднее 10 рабочих дней, начиная с того дня, когда было заключено соглашение.
ВАЖНО! Кроме того, что бюджетное учреждение обязано самостоятельно вести учет субсидии на иные цели, при любом расходовании средств, вне зависимости от величины суммы, проводится сопоставление цели, конкретное направление и условия предоставления субсидии. В случае выявления несовпадения главного бухгалтера и руководителя бюджетного учреждения могут привлечь к ответственности.
В случае если будут выявлены нарушения, виновным лицам могут вменить ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ. Размер штрафа зависит от степени тяжести выявленного нарушения:
- для учреждения в процентном выражении — 2–12% от суммы субсидии;
- для должностного лица, признанного виновным – от 10 до 30 тысяч рублей.
При выявлении нецелевого расходования средств возможно наступление более серьезной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ. Как правило, такие ошибки выявляются в случае плановой или внеплановой проверки, проведенной контролирующим (надзорным) органом. Ошибки указываются в акте, на основании чего может быть вынесено решение о применении к учреждению, а также виновным лицам (чаще всего, главный бухгалтер и руководитель) соответствующих штрафных санкций. Чтобы этого не произошло, учет субсидии на иные цели, включая и расходы денежных средств, должны подвергаться более тщательному контролю.
Особенности и способы возврата средств
Если бюджетное учреждение получило денежные средства — субсидии на иные цели, но частично не освоило их за отведенное время, то остатки необходимо вернуть. Тратить оставшуюся сумму по своему усмотрению бюджетное учреждение не вправе. Необходимо сделать отражение в учете субсидии на иные цели на израсходованную часть, а остатки вернуть.
Делать возврат полагается в следующих случаях:
- Если субсидия не израсходована полностью, и дальнейшая потребность в денежных средствах отсутствует. Важно вернуть деньги в срок, указанный в соглашении.
- Если потребность в деньгах сохраняется, то с разрешения учредителя средства можно не возвращать и освоить в следующем году. Однако в этом случае расходовать их можно только на те же цели, для которых они выделялись.
- Вернуть деньги необходимо в том случае, если учредитель или контролирующий орган выявил нарушения целей, а также условий предоставления субсидии (+ если не достигнуты результаты или иные параметры субсидирования). Возврат должен быть осуществлен, в соответствии с правилами, определенными нормативным правовым актом. Это требование указано в подп. «г», «д» п. 7 Общих требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 № 203.
Возврат неиспользованных остатков осуществляется в четком соответствии с общими требованиями — приказ Минфина России от 28.07.2010 № 82н (редакция от 12.12.2017).
Учет субсидий на иные цели и проводки
Отражение в учете субсидии на иные цели по закону обязательно. Для учета и составления проводок используются счета 5.205.52.000 и 5.205.62.000, а также задействуются КОСГУ 152 и 162. Субсидии на иные цели можно отражать в учете только по КФО «5».
Доходы от субсидий на иные цели учреждение вправе отражать только в том случае, если будут выполнены условия, обозначенные в заключенном Соглашении. В противном случае признание дохода считается неправомерным. Чтобы начислить доход, учреждение должно иметь документальное основание: отчет (иногда заменяется на другой документ, предусмотренный Соглашением). Если отчета нет, то основанием может выступить извещение по форме 0504805. Однако информация о выполнении условий субсидирования всё равно должна быть предоставлена.
Начисление субсидии отражается в учете проводкой:
- Дт 5.205.52.561 — Кт 5.401.4X.152*
* Применяется соответствующий код вида синтетического счета.
Если бюджетному учреждению полагается субсидия на иные цели, проводки необходимо составить на каждую проведенную операцию. Так, поступление субсидии на лицевой счет бюджетного учреждения отражается в учете бухгалтерской записью:
- Дт 5.201.11.510* — Кт 5.205.52.661 (5.205.62.661)
* Одновременно делается запись по забалансовому счету 17.
Отражение дохода по субсидии также должно сопровождаться бухгалтерской проводкой, составленной с применением метода двойной записи:
- Дт 5.401.4X.152 (5.401.4X.162) — Кт 5.401.10.152 (5.401.10.162)
В некоторых случаях в течение финансового года возникает необходимость увеличить или уменьшить размер субсидии. Такие операции необходимо обязательно отражать в бухгалтерском учете. В случае увеличения:
- Дт 5.205.62.561 — Кт 5.401.4X.162*
* Применяется соответствующий код вида синтетического счета.
Для отражения в учете уменьшения необходимо составить бухгалтерскую запись:
- Дт 5.401.4X.152 (5.401.4X.162) — Кт 5.205.52.661 (5.205.62.661)
Важно, чтобы учет субсидии на иные цели велся безошибочно. Так, если было выявлено, что расчеты по субсидиям формировались по кассовому методу, то необходима корректировка показателей финансового результата по тому же принципу, который используется для отражения ошибок прошлых лет.
Еще больше материалов по учету в бюджетных учреждениях смотрите в нашей рубрике.
Особенности налогового учета
Средства, полученные в рамках субсидирования, при определении базы для расчета налога на прибыль учитывать не следует, потому что они относятся к целевому финансированию. Это правило действует в любом случае и не зависит от того, какой тип налогового учета применяет бюджетное учреждение.
На основании пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ, бюджетное учреждение должно вести раздельный учет доходов и расходов средств, которые оно получило как целевые.
Итоги
Субсидии на иные цели — это денежные средства, которые получает бюджетное учреждение на реализацию определенных задач (например, на покупку основных средств). Учет субсидии на иные цели бюджетное учреждение должно вести по КФО 5. Важно своевременно и правильно отражать операции по денежным средствам, поступившим в учреждение в качестве субсидий на иные цели. Для этого бухгалтер учреждения должен составить соответствующие проводки, а все операции нужно отражать в журнале операций утвержденной формы 0504071.
Субсидии учреждение вправе тратить только на те цели, на которые были выделены эти деньги. Цели указываются в соглашении, которое заключается между учреждением и бюджетом (учредителем). В случае если будет выявлено нецелевое расходование средств, главный бухгалтер и руководитель учреждения могут понести административную, а также уголовную ответственность. Если учреждение в текущем финансовом году не освоило часть средств, их необходимо вернуть в бюджет или оставить на следующий период, заключив дополнительное соглашение.