Возможные корреспонденции счета 26
Согласно Плану счетов (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н) возможна следующая корреспонденция со счетом 26:
Дт |
Кт |
Описание проводки |
26 |
02 |
Начислена амортизация ОС |
04 |
Списаны НМА |
|
05 |
Начислена амортизация НМА |
|
10 |
Списаны материалы на административные нужды |
|
16 |
Списаны различия и отклонения в стоимости ТМЦ |
|
19 |
Отражен НДС по услугам сторонних организаций и поставщиков |
|
21 |
Списаны произведенные компанией полуфабрикаты |
|
23 |
Списаны затраты из вспомогательного производства |
|
29 |
Списаны затраты, обслуживающие производства |
|
43 |
Списана готовая продукция на нужды администрации |
|
60 |
Отражены расчеты с контрагентами-поставщиками |
|
68 |
Начислены налоги (например, на имущество управленческого назначения) |
|
69 |
Начислены страховые взносы, начисляемые на зарплату аппарата управления |
|
70 |
Начислена оплата труда административного персонала |
|
71 |
Списаны подотчетные суммы |
|
76 |
Отражены расчеты с прочими контрагентами |
|
79 |
Отражены расчеты с филиалами, находящимися на отдельном балансе |
|
94 |
Отражены потери от порчи ТМЦ |
|
96 |
Учтены резервы будущих расходов |
|
97 |
Списаны расходы следующих периодов |
|
08 |
26 |
Приняты к учету затраты во внеоборотные активы (например, на содержание управленческого аппарата застройщика) |
10 |
Приняты к учету материалы, возвращенные из общехозяйственного оборота |
|
20 |
Затраты АУП включены в себестоимость продукции |
|
23 |
Административные расходы включены в состав вспомогательного производства |
|
28 |
Отражены недостачи от брака ТМЦ |
|
29 |
Отражены административные расходы в составе затрат, обслуживающих производство |
|
76 |
Отражены компенсационные возмещения управленческих расходов от различных дебиторов/кредиторов |
|
79 |
Отражены расчеты с филиалами компании |
|
86 |
Общехозяйственные расходы приняты к учету в целевом финансировании |
|
90 |
Управленческие расходы списаны в себестоимость проданных товаров |
|
97 |
Расходы включены в состав затрат будущих периодов |
|
99 |
Расходы списаны в состав убытков предприятия |
При этом поводка Дт 26 Кт 26 Планом счетов не предусмотрена.
Учет общехозяйственных расходов (ОХР)
Расходы — неотъемлемая часть деятельности любой компании. Поскольку при расчете налога на прибыль ОХР уменьшают налогооблагаемую базу (ст. 264 НК РФ), налоговики проверяют обоснованность этих затрат с особой тщательностью.
Чтобы правильно отразить управленческие затраты в налоговом учете, изучите готовое решение от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, оформите пробный демо-доступ бесплатно.
С алгоритмом учета расходов, предусмотренных ст. 264 НК РФ, можно ознакомиться в статье «Прочие расходы, связанные с производством и реализацией согласно нормам ст 264 НК РФ».
Затраты организации должны быть документально подтверждены и обоснованы с экономической точки зрения (ст. 252 НК РФ). А ошибочное отнесение затрат по статьям может привести к искажению показателей бухгалтерской и налоговой отчетности, в результате которых возможно начисление налоговых санкций (ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК РФ).
Учет управленческих и общехозяйственных расходов, которые прямо не связаны с процессом производства, ведется в разрезе затратных статей:
- Начисление амортизации ОС хозяйственного или административного назначения: Дт 26 Кт 02.
- Расходы, направленные на ремонт основных средств (ОС). Ремонт ОС может быть произведен силами самой компании (хозяйственный способ) или же с помощью специалистов сторонней организации (подрядный способ). Проводки в данном случае будут следующие: Дт 26 Кт 10 (60, 76).
- Амортизация по нематериальным активам (НМА), предназначенным для административного использования: Дт 26 Кт 05.
- Затраты на аренду офиса и помещений для хозяйственных нужд: Дт 26 Кт 76 (60).
- Расходы на оплату услуг (информационных, аудиторских, консультационных): Дт 26 Кт 76 (60).
- Расходы на обучение административного персонала: Дт 26 Кт 76 (60).
- Налоги: Дт 26 Кт 68.
- Оплата труда и страховые взносы административного персонала: директора, его заместителей, бухгалтерии, юристов, программистов и прочих сотрудников, связанных с управлением предприятием. Заработная плата, исчисленная административному персоналу, отражается так: Дт 26 Кт 70, страховые взносы: Дт 26 Кт 69.
- Представительские расходы (проведение деловых встреч, организация официальных приемов, транспортное обеспечение и пр.): Дт 26 Кт 71 (60,76).
Более подробно о представительских расходах и их документальном оформлении читайте в статье «Документальное подтверждение представительских расходов».
- Прочие аналогичные административные расходы.
Вышеперечисленные затраты собираются в Дт 26 (Кт 26 отражает их списание на счета себестоимости или продаж). Порядок закрытия счета 26 будет подробнее рассмотрен далее.
Закрытие счета 26
Счет 26 является собирательно-распределительным и не может иметь остатка. В конце каждого месяца его конечное сальдо необходимо списать. Здесь допустимы 2 варианта:
1. Списание в себестоимость продукции: Дт 20 (23, 29) Кт 26.
При этом общехозяйственные расходы списываются в себестоимость продукции пропорционально:
- общепроизводственной себестоимости;
- объему выпущенной продукции;
- прямым затратам;
- заработной плате рабочих производства и др.
Как отразить в учете производственной организации распределение управленческих (общехозяйственных) расходов, подробно рассмотрено в материале от КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно ознакомьтесь с менением экспертов.
Пример
Общехозяйственные расходы ООО «Деметра» за апрель составили 125 000 руб. В учетной политике указан вариант распределения таких затрат пропорционально прямым расходам, которые составили 1 220 000 руб.:
- по бетону М150 — 350 000 руб.;
- М250 — 400 000 руб.;
- М350 — 470 000 руб.
Алгоритм распределения общехозяйственных расходов будет следующим.
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Марка бетона |
Расчет |
20 |
26 |
35 860,66 |
М150 |
350 000 × 125 000 / 1 220 000 |
40 983,61 |
М250 |
400 000 × 125 000 / 1 220 000 |
||
48 155,73 |
М350 |
470 000 × 125 000 / 1 220 000 |
2. Списание проводкой: Дт 90 «Продажи» Кт 26.
Применение такого метода целесообразно в организациях, осуществляющих реализацию большой номенклатуры, так как позволяет упростить процесс распределения ОХР.
Выбранный вариант необходимо прописать в учетной политике компании.
О правилах составления учетной политики можно узнать из статьи «Как составить учетную политику организации (2021)?».
Итоги
На счете 26 аккумулируются административные затраты предприятия, прямо не связанные с производственным процессом. ОХР отражаются по Дт 26 (Кт счета 26 закрывается счетами себестоимости или продаж).