Нормативные документы в сфере исполнения госконтрактов
Для грамотного построения учета при исполнении госконтрактов их исполнителям необходимо учитывать требования следующей «контрактной» нормативки:
- кодексов РФ — бюджетного, гражданского, налогового;
- федеральных законов (от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, от 18.07.2011 № 223-ФЗ о закупках отдельными юрлицами и др.);
- нормативных правовых актов (НПА) в сфере госзакупок (Президента и Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос» и т. д.);
- НПА в сфере бухучета (ПБУ 9/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н, и др.);
- нормативных актов, учитывающих отраслевые и иные особенности деятельности организаций (порядок ведения раздельного учета результатов ФХД организациями, выполняющими госзаказ за счет средств федерального бюджета, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47, порядок раздельного учета затрат организаций водоснабжения, утв. приказом Минстроя и ЖКХ РФ от 25.01.2014 № 22/пр и др.).
Изучайте положения по бухучету, не покидая нашего сайта:
- «ПБУ 4/99 — бухгалтерская отчетность организации (нюансы)»;
- «Бухгалтерский учет финансовых вложений — ПБУ 19/02».
Минфин разъяснил вопросы ведения раздельного учета при использовании на основании госконтрактов средств, подлежащих казначейскому сопровождению. Получите пробный бесплатный доступ к системе К+ и узнайте мнение чиновников.
Как оформить положение по раздельному учету затрат?
Положение по раздельному учету затрат при исполнении госконтрактов является элементом учетной политики организации и может быть составлено в следующих формах:
- в виде раздела учетной политики;
- в форме приложения к учетной политике (например, с названием «Методика раздельного учета при выполнении госконтрактов»);
- в качестве самостоятельного внутрифирменного учетного положения по раздельному учету;
- отдельной инструкцией;
- в иной, удобной для организации форме.
Пример раздельного учета по госзаказу подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите к документу:
Скачать бесплатно в КонсультантПлюс
Независимо от способа оформления разработанный организацией порядок раздельного учета подлежит:
- обязательному утверждению приказом (распоряжением) руководителя (п. 4 ПБУ «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н);
- безусловному применению в рамках учетных процедур организации начиная с даты, указанной в распорядительном документе, утвержденном руководителем.
Знакомьтесь с алгоритмами оформления учетной политики с помощью размещенных на нашем сайте материалов:
- «Как составить учетную политику организации (2023)?»;
- «Учетная политика в формате МСФО — основные положения».
Элементы организации раздельного учета по госконтрактам
Для разработки методики раздельного учета доходов и расходов по госконтрактам требуется введение дополнительных счетов аналитического учета. При этом необходимо:
- закрепить в учетной политике порядок кодировки счетов аналитического учета — данный аспект законодательством не регламентирован и разрабатывается организацией самостоятельно исходя из требуемой степени детализации с учетом отраслевой специфики (например: субсчет первого порядка включает наименование госконтракта, субсчет второго порядка — детализацию по виду затрат и т. д.);
- счета аналитического учета, введенные специально для цели раздельного учета, необходимо включить в рабочий план счетов — неотъемлемый элемент учетной политики каждой организации.
За основу разработки раздельного учета доходов и расходов по госконтрактам берутся специализированные методики и инструкции (в том числе отраслевые) — это позволяет учесть особенности деятельности организации и специфичные требования в учетных «контрактных» вопросах.
Например, правила ведения раздельного учета по госконтрактам, финансируемым за счет средств федерального бюджета (постановление № 47), предусматривают следующие требования:
- общеорганизационные — учет затрат по каждому госконтракту осуществляется раздельно;
- оформительно-документальные — первичка составляется на предусмотренное в госзаказе отдельное изделие (или группу изделий), работу, услугу;
- группировочно-аналитические — фактические затраты отражаются в специальных аналитических регистрах;
- методические — содержат перечень включаемых в себестоимость продукции затрат и порядок их учета;
- итогово-отчетные — финансовый результат по госконтракту исчисляется в виде разницы между договорной ценой и фактическими затратами, сформированными в соответствии с п. 3 указанного порядка.
О требованиях к учету затрат по госконтрактам согласно п. 3 постановления № 47 узнайте из следующего раздела.
Алгоритм учета затрат при выполнении госконтракта и иные важные аспекты
Фактические затраты по госконтракту, выполняемому за счет средств федерального бюджета группируются на (постановление № 47):
- прямые (МПЗ, услуги производственного контракта и др.) — они включаются непосредственно в себестоимость продукции, выпускаемой по госзаказу;
- накладные (управленческие, общезаводские и др.) — их включение в себестоимость производится пропорционально прямым затратам, количеству продукции и иным показателям, характеризующим продукцию, изготовляемую по госзаказу, и иную продукцию, выпускаемую предприятием;
- коммерческие (сбытовые) — они включаются в себестоимость пропорционально производственной себестоимости продукции (прямые затраты + накладные расходы).
В положении о раздельном учете также должны найти отражение и иные важные аспекты:
- формы применяемых учетных документов (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) и аналитических регистров учета (ведомость затрат на производство, карточка фактических затрат по калькуляционным статьям затрат и др.);
- описание технологии документооборота, связанного непосредственно с исполнением госконтракта;
- сроки и формы отчетности по гособоронзаказу;
- порядок контроля выполнения алгоритмов раздельного учета при исполнении госконтракта;
- иные аспекты.
С разработанным порядком раздельного учета по госконтрактам необходимо ознакомить всех причастных исполнителей и должностных лиц организации.
Итоги
Методика раздельного учета затрат разрабатывается самостоятельно организацией и утверждается приказом или распоряжением руководителя.
При ее разработке необходимо учитывать общие требования законодательства в учетных вопросах исполнения госконтрактов, а также специфические аспекты (особенности деятельности организации, отраслевые нюансы и др.).