Наш телеграм-канал

Как списать ветошь в бюджетном учреждении

Все материалы сюжета «Учет в бюджетных учреждениях»
Как списать ветошь в бюджетном учреждении? Этот вопрос вызывает множество споров и сомнений. Важно правильно оприходовать ветошь после списания мягкого инвентаря и отразить операции в бухгалтерском учете. Как не допустить ошибок и на какие нюансы следует обращать особенное внимание, расскажем ниже в статье.
Вам помогут документы и бланки:

Откуда в бюджетном учреждении появляется ветошь

Прежде чем отражать поступление и списание ветоши в бухгалтерском учете, необходимо разобраться, откуда она появляется. Если на балансе числится мягкий инвентарь, со временем он приходит в негодность и подлежит списанию.

После его списания комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов выбирает один из двух возможных вариантов: утилизирует списанный мягкий инвентарь или определяет его как ветошь. Во втором случае полученную ветошь необходимо не только взвесить, но и оприходовать. После чего по мере необходимости производится списание ветоши, например, на хозяйственные нужды — для проведения субботника, уборки помещения и др.

Как оприходовать ветошь в бухгалтерском учете

Если комиссия по списанию и выбытию нефинансовых активов принимает решение об использовании ветоши в хозяйственных нуждах, значит, необходимо отразить этот факт в учете.

Ветошь в бюджетном учреждении правильно относить к прочим материальным запасам — это указано в п. 118 Инструкции № 157н. По результатам решения, принятого комиссией, необходимо последовательно выполнить несколько шагов:

  1. Указать в акте о списании мягкого инвентаря (ф. 0504143), в отношении каких материалов принято решение о дальнейшем их использовании в хозяйственных нуждах.
  2. Определить фактическую стоимость ветоши. Ориентироваться нужно на оценочную стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Проще всего использовать информацию о ценах на аналогичные материальные ценности. Другой способ — использовать заключения экспертов, сведения об уровне цен по данным органов государственной статистики. Любой вариант допустим — это указано в п. 25 Инструкции № 157н.

ВАЖНО! Если принято решение оприходовать ветошь в бюджетном учреждении, то в первоначальную стоимость не нужно включать затраты, связанные с транспортировкой, сортировкой и аналогичными вспомогательными действиями по приведению ветоши в пригодное состояние. Основание — п. 106 Инструкции № 157н.

  1. Принять ветошь к учету на основании акта приемки материальных ценностей как прочие материальные запасы на счет 105 36. Требуется одновременное отнесение на доходы — на счет 401 10. Обязательно нужно указать единицу измерения: вес, площадь, мраетж. Основание — п. 23 Инструкции № 162н, п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н.

Чтобы завершить оприходование ветоши в бюджетном учреждении, необходимо оформить требование-накладную (ф. 0510451, 0504204) или накладную на внутреннее перемещение нефинансовых активов (ф. 0510450). Далее ветошь может быть передана на склад или по назначению.

Как правило, учет ветоши в бюджетном учреждении ведется в рамках приносящей доход деятельности по коду финансового обеспечения 2. Из этого следует, что таким имуществом учреждение вправе распоряжаться по своему усмотрению.

На оприходование ветоши в бюджетном учреждении проводки будут такие:

Списание ветоши в бюджетных учреждениях проводится по общим правилам, предусмотренным для списания объектов нефинансовых активов.

Иногда сотрудники бюджетных учреждений, в частности, члены комиссии и бухгалтера, после списания мягкого инвентаря, пришедшего в негодность, принимают решение не утилизировать ветошь. Ее планируют использовать в хозяйственных нуждах учреждения и сразу передают лицу, ответственному за хранение ценностей на складе. При этом оприходование ветоши в бухгалтерии не оформляется.

Это считается грубым нарушением. Если в отношении учреждения инициируется проверка, в ходе которой будет проведена инвентаризация склада, то неоприходованная ветошь часто расценивается проверяющими как излишки на складе. Это факт может быть отражен в акте проверки.

Все проводки по отражению излишков и недостач в бюджетном учете вы найдете в "КонсультантПлюс". Материал можно изучить после оформления пробного бесплатного доступа к системе.

Еще больше аспектов по учету в бюджетных учреждениях вы найдете в нашей рубрике "Учет в бюджетных учреждениях".

Как отразить в налоговом учете оприходование ветоши

Если ветошь приходуется, значит, учреждение получает доход в натуральной форме. В связи с этим у бухгалтеров часто возникает вопрос о том, нужно ли отражать этот доход в налоговой базе по налогу на прибыль.

Доход, полученный в натуральной форме, действительно нужно учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль, ориентируясь на рыночную стоимость указанных материалов. Основание — п. 5 ст. 274 НК РФ.

На основании письма Минфина России от 21.10.2009 № 03-03-05/188, стоимость материалов, полученных при списании материальных запасов, необходимо включить в состав внереализационных доходов.

Итоги

Ветошь в бюджетном учете появляется в результате списания мягкого инвентаря, пришедшего в негодность. Решение о приемке ветоши принимает комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Необходимо оприходовать ветошь в выбранной единице измерения, определив фактическую стоимость. Перемещение ветоши на склад без соответствующего оформления в бухгалтерском учете неправомерно.