Учет бюджетных обязательств в 2016 году осуществляется организациями бюджетной системы РФ в соответствии с нормами БК РФ и корреспондирующих с ним ведомственных правовых актов. В чем их специфика и какие виды обязательств подлежат учету учреждениями бюджетной системы?
Учет бюджетных обязательств: субъекты и классификация обязательств
Под бюджетными обязательствами в соответствии со ст. 6 БК РФ понимаются обусловленные законом или договором обязанности бюджетного учреждения предоставить гражданину или юридическому лицу денежные средства из бюджета в том или ином финансовом году.
Если говорить о бюджетных обязательствах по федеральному бюджету, обусловленных законом, то к таковым можно отнести те, что предусмотрены п. 2.2 порядка, который утвержден приказом Минфина РФ от 19.09.2008 № 98н, а именно:
- социальные выплаты гражданам;
- осуществление межбюджетных трансфертов;
- осуществление международных платежей;
- обслуживание долгов государства и муниципалитетов;
- проведение мероприятий, связанных с правоохранительной деятельностью;
- перечисление в федеральный бюджет дебиторской задолженности.
Учет бюджетных обязательств по федеральному бюджету, возникающих в силу закона, осуществляет Федеральное казначейство — в соответствии с нормами приказа № 98н и иными корреспондирующими с ним нормативными актами.
Стоит отметить, что основная часть положений приказа № 98н с 01.01.2016 утратила силу в связи с изданием приказа Минфина РФ от 30.12.2015 № 221н. В течение 2016 года останутся актуальными положения отмеченного п. 2.2 приказа № 98н. Он, как и другие нормы данного НПА, утрачивает силу с 01.01.2017, когда все правоотношения, связанные с учетом бюджетных обязательств Федеральным казначейством, будут регулироваться приказом № 221н.
Самостоятельный бюджетный учет ведется учреждениями главным образом в тех случаях, когда речь идет об обязательствах бюджетной организации по договорам. Например, по трудовым, посредством которых осуществляется наем сотрудников в штат учреждения.
В случае заключения бюджетной организацией договора (в частности, трудового с физлицом) у нее появляется особый вид обязательства — денежное, предполагающее регулярную выдачу зарплаты нанятому сотруднику. В рамках его выполнения бюджетная структура должна вести самостоятельный учет финансовых операций.
Рассмотрим специфику учета денежных обязательств бюджетными структурами подробнее.
Оплата труда как главное денежное обязательство в бюджетном учете
Учет денежных обязательств — в частности, в виде оплаты труда, предполагает решение бухгалтерией учреждения следующих основных задач:
- отражение операций по доведению лимитов (в казенных учреждениях) или прав на принятие обязательств (в автономных и «официальных» бюджетных учреждениях), то есть доступной величины денежных средств, имеющихся в распоряжении учреждения в целях исполнения обязательств;
- отражение операций по принятию обязательств;
- отражение операций по исполнению обязательств.
Данные операции фиксируются на различных счетах бюджетного учета по планам, которые утверждены:
- приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н — данный нормативный акт регулирует учет в «официальном» бюджетном учреждении:
- приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н, регулирующим учет в автономных учреждениях;
- приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н, содержащим нормы бухучета в казенных учреждениях.
Узнать больше об использовании планов счетов бюджетного учета вы можете в статьях:
- «Составляем план счетов бюджетного учета — образец 2015»;
- «Инструкция к плану счетов бухгалтерского учета на 2015 г.».
Типичная последовательность операций (или групп операций) по учету зарплаты — главного денежного обязательства бюджетной организации — может быть следующей:
1. Отражается тот факт, что до организации доведены лимиты по обязательствам.
2. Отражается принятие обязательств — в соответствии с трудовыми договорами.
3. Отражается начисление зарплаты сотрудникам в пределах лимитов или располагаемых бюджетной организацией прав на принятие обязательств.
4. Отражается фактический объем зарплаты, подлежащий выдаче.
5. Отражается факт поступления средств в кассу.
6. Отражается факт выдачи зарплаты.
7. При необходимости фиксируется депонирование невыплаченной зарплаты из кассы.
8. Отражается факт перечисления депонированных денежных средств на специальный счет.
9. Отражается факт возврата депонированных средств в кассу в целях последующей выдачи зарплаты.
10. Отражается факт выплаты зарплаты за счет депонированных средств.
Следует отметить, что некоторые из учитываемых в рамках указанной последовательности операций относятся не только к денежным обязательствам, но также к типичным бюджетным.
Чем они принципиально отличаются?
Денежные и бюджетные обязательства: принципиальные различия
Главный критерий разграничения бюджетных и денежных обязательств — первые подлежат исполнению исходя из расчетных данных. Если говорить об оплате труда — это могут быть сведения по окладам и надбавкам в соответствии со штатным расписанием учреждения.
Денежные обязательства принимаются только при условии юридически значимых оснований, актуальных на момент исполнения. Таких как, например, фактическое выполнение работы по договору с учетом возможных переработок, фиксируемое, к примеру, в табеле учета рабочего времени.
Узнать больше о специфике учета рабочего времени и использовании в этих целях унифицированных форм вы можете в статьях:
- «Табель учета рабочего времени по форме Т-12 — бланк»;
- «Табель учета рабочего времени — форма Т-13 (бланк)».
Таким образом, первые 3 операции или их группы по алгоритму, рассмотренному нами выше, соответствуют бюджетным обязательствам. Операции с 4-й по 10-ю — уже денежным.
Итоги
Обязательства бюджетных организаций классифицируются на те, что предусмотрены законом, и те, что возникают в силу договора. Учет первых ведется непосредственно Федеральным казначейством, вторых — как правило, самой организацией. В числе собственных обязательств бюджетных организаций — финансовые, чаще всего представленные зарплатой сотрудников. Порядок учета бюджетных обязательств предполагает последовательное отражение типичных бюджетных, а также финансовых обязательств исходя из используемых оправдательных документов.