Наш телеграм-канал

Как сформировать упрощенную бухгалтерскую отчетность в 1С 8.3

Все материалы сюжета «Бухотчетность за 2025 год»
Бухгалтеры небольших компаний нередко задаются вопросом: формирование упрощенной бухгалтерской отчетности в 1С 8.3 — это реально или потребуется вручную группировать показатели и удалять лишние строки? Да, программа позволяет сформировать баланс и отчет о финансовых результатах автоматически. Рассказываем, как это сделать.
Вам помогут документы и бланки:

Что такое упрощенная бухгалтерская отчетность и для кого она предназначена

С 2025 года утратили силу два основных положения по сдаче бухгалтерской отчетности:

На смену им пришел Федеральный стандарт ФСБУ 4/2023. Одним из принципов этого стандарта является рациональность и исключение несущественных показателей. В 1С можно сформировать упрощенный баланс, состоящий из минимального количества строк, и отчет о финансовых результатах.

Но не все компании вправе отчитываться упрощенно. Упростить учет и отчетность могут:

Получайте рекомендации по налогам, учёту и кадрам. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал и смотрите полезный контент.

Они сдают только две формы бухгалтерской отчетности: первую (баланс) и вторую (ОФР). Кроме того, в состав упрощенной бухотчетности входят пояснения. С отчетности за 2025 год об этом прямо указано в п. 52 ФСБУ 4/2023. Ранее такой определенности не было.

Образец упрощенного баланса за 2025 год вы можете посмотреть в системе «КонсультантПлюс», оформив бесплатный пробный доступ. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость.

Какие строки заполнить в упрощенной бухгалтерской отчетности

Стандартные строки в программе «1С» в активе упрощенного баланса:

В пассиве упрощенного баланса отражается:

Вторая обязательная форма — отчет о финансовых результатах. В упрощенном виде в нем заполняются строки:

При этом есть возможность добавить строки и расшифровать имеющиеся, если компания считает информацию существенной.

О штрафах за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности узнайте в системе «КонсультантПлюс», оформив бесплатный пробный доступ. Если вы хотите пользоваться системой на постоянной основе, уточните ее стоимость.

Как в 1С настроить упрощенную бухгалтерскую отчетность

Пользователь изначально делает настройки учетной политики. Сюда включается и способ сдачи бухгалтерской отчетности. Поставьте галочку напротив показателя, соответствующего статусу вашей организации. Программа предлагает три варианта:

Рассказываем, как это сделать в программе «1С: Бухгалтерия».

Шаг 1. Зайдите в пункт главного меню «Главное» и выберите «Учетную политику» в блоке «Настройки». 

Щелкните один раз по нужной строке. На экране появится окно с первоначальными настройками учетной политики.

Шаг 2. Настройте состав бухгалтерской отчетности. Для этого опуститесь вниз страницы и выберите соответствующий пункт. Отметьте тот кружок, показатель строки которого соответствует статусу вашей компании. 

Не забудьте установить дату в строке «Применять с…» и нажмите ОК.

На этом настройка не закончена. Зайдите в «Регламентированные отчеты» и поставьте звездочку напротив формы «Бухгалтерская отчетность упрощенная». 

Теперь вид отчетности попадет в Избранное, и вам не придется каждый раз искать вид отчета в общей массе.

Как заполнить упрощенный баланс и форму 2 в «1С:Бухгалтерия»

Форма упрощенного баланса входит в состав упрощенной бухгалтерской отчетности. Зайти в нее можно через «Регламентированные отчеты». Для этого выберите пункт главного меню «Отчеты» и зайдите в «Регламентированные отчеты» в блоке «1С:Отчетность». 

Если у вас упрощенная форма добавлена в Избранное, найдите ее там. В противном случае выберите через Все отчеты — Бухгалтерская отчетность. 

Нажмите на эту строку, и на экране появится окно, где вам нужно выбрать период, например 9 месяцев 2025 года, и статус организации: коммерческая, некоммерческая. Внизу находится информация о редакции формы. Если она соответствует действующей редакции, ничего не меняйте. Если произошли изменения, нажмите на настройку строки и выберите нужную редакцию.

ВАЖНО! Если вы не нашли последней редакции отчета, проверьте обновление программы.

После всех настроек нажмите кнопку «Создать». 

Вы зашли в форму отчета. При помощи кнопки «Заполнить» сформируйте автоматически отчет и проверьте показатели в нем. 

Проверка баланса и формы 2 в «1С:Бухгалтерия»

Для проверки предназначена кнопка «Расшифровать». Наведите мышку на любую из строк баланса и нажмите «Расшифровать». Перед вами появится информация о том, с каких бухгалтерских счетов попала сумму. Расшифровка делается по каждой из строк с указанием суммы. Внизу находится итоговый показатель. 

Пользователю предоставляется право выделить из общего показателя строки баланса важную информацию. Например, вы хотите выделить отдельной строкой, сколько денег у вас находится в кассе из общего показателя строки 1250.

Для этого вручную введите дополнительную строку «Денежные средства в кассе» и поставьте сумму. Это доступно по любой строке. 

Отчет о финансовых результатах (форма 2) заполняется аналогично. Здесь также можно добавлять основные строки и расшифровывать показатели.

В упрощенной отчетности предусмотрен еще пункт «Дополнительные файлы». Он используется, если нужно прикрепить аудиторское заключение или пояснения.

Итоги

Программа «1С» — удобный инструмент для формирования упрощенной отчетности. Строки заполняются автоматически. Их можно добавлять и расшифровывать.