Формула операционной прибыли
Операционная прибыль — это прибыль, которую компания получает от основной деятельности. Поэтому основу для ее формирования составляет совокупный доход (выручка) от продажи товаров (работ, услуг).
О том, как определяется валовый доход, см. в материале «Как правильно рассчитать валовый доход».
Для исчисления операционной прибыли выручку от основной деятельности компании следует уменьшить на величину расходов, сопряженных с получением такой выручки. Вычитаемые расходы в свою очередь подразделяются:
- на себестоимость реализованной продукции (переменные затраты);
- накладные расходы, не включаемые в себестоимость, но связанные с извлечением дохода от основной деятельности (аренда помещений, лицензионные платежи и пр.).
При этом в составе доходов (расходов) при расчете операционной прибыли не учитываются проценты к получению (уплате), а также доходы (расходы), связанные с инвестиционной активностью компании (т. е. инвестиционные и финансовые потоки).
Таким образом, операционная прибыль исчисляется по формуле:
ОП = Вр – Зпер – НР,
где:
ОП — операционная прибыль;
Вр — выручка от реализации товаров (работ, услуг);
Зпер — переменные затраты (себестоимость реализованной продукции);
НР — накладные расходы.
Величину ВР-Зпер также называют маржинальной прибылью, поэтому в укрупненном виде операционная прибыль рассчитывается как разница между маржинальной прибылью и накладными расходами.
Справедливо также утверждение о том, что операционная прибыль — это прибыль от продаж в терминах РСБУ (форма Отчета о финансовых результатах, утвержденного приказом Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н в редакции от 19.04.2019).
Формирование операционной прибыли
Если потенциальному инвестору важна достоверность рассчитанного показателя операционной прибыли, то для руководства компании первостепенно понимание основных факторов, влияющих на ее формирование.
Кроме того, эффективным инструментом анализа деятельности предприятия выступает анализ рентабельности. Подробнее об этом читайте в материале «Как провести анализ рентабельности».
Необходимость стимулировать рост операционной прибыли рано или поздно возникает в каждой развивающейся компании, стремящейся привлечь крупные инвестиционные ресурсы.
В таких условиях руководство организации может использовать три основных рычага влияния на показатель:
- увеличить выручку от продаж (ценовая политика, расширение ассортимента);
- оптимизировать переменные затраты (новые технологии производства, система логистики и т. д.);
- снизить накладные расходы.
Важно помнить, что в формировании операционной прибыли не участвуют финансовые и инвестиционные потоки. Поэтому выдавать займы под проценты либо использовать доходы от участия в других организациях в целях повышения значения показателя смысла не имеет.
Эксперты «КонсультантПлюс» подробно рассказали о сущности и порядке расчета операционной прибыли. Получите пробный доступ к публикации на данную тему бесплатно.
Чистая операционная прибыль
По своему характеру операционная прибыль представляет собой прибыль до налогообложения (до налога на прибыль).
Более наглядным показателем для инвестора выступает чистая операционная прибыль, цель расчета которой — показать, какая часть выручки от основной деятельности организации останется в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль.
Формула расчета следующая:
ЧОП = ОП – ННП,
где:
ЧОП — чистая операционная прибыль;
ННП — налог на прибыль.
Показатель чистой операционной прибыли приобретает ключевое значение для инвестора, к примеру, при выборе из нескольких альтернативных инвестиционных проектов, относящихся к регионам (странам) с различающейся налоговой нагрузкой.
Как правильно рассчитать налоговую нагрузку в РФ, узнайте из материала «Расчет налоговой нагрузки в 2022–2023 годах (формула)».
Итоги
Методика расчета операционной прибыли компании не является сложной и при наличии достоверных данных о хозяйственной деятельности организации не должна вызывать каких-либо затруднений у заинтересованных лиц. Вместе с тем понимание такой методики в равной степени важно как для потенциального инвестора, так и для руководства компании. От правильности исчисления показателя во многом зависит успешность привлечения необходимых инвестиций (со стороны бизнеса), а также целесообразность и прибыльность вложений (со стороны инвестора).