Для чего рассчитывают коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности?
Показатель оборачиваемости дебиторской задолженности используется для проведения финансового анализа устойчивости компании в рыночной конкурентной среде. Рассчитанный коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности покажет, насколько эффективно компания собирает долги за поставленные товары.
Помимо оборачиваемости дебиторки для анализа устойчивости фирмы исследуются и другие показатели.
Как правильно провести анализ дебиторской задолженности, узнайте в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и бесплатно изучите материал.
Уменьшение коэффициента может говорить о том, что:
- Компания увеличила долю неплатежеспособных покупателей.
- Компания приняла решение проводить более мягкую политику с клиентами для завоевания большей доли рынка за счет предоставления более длительных отсрочек платежа своим клиентам. Соответственно, чем ниже указанный коэффициент, тем выше у компании потребность в оборотном капитале, который необходим для увеличения объемов продаж.
Для расчета коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности может быть использована простая формула, которая выглядит так:
Коб = Оп / ДЗсг,
где:
Коб — коэффициент оборачиваемости задолженности дебиторов;
Оп — объем продаж по итогам года (выручка от реализации);
ДЗсг — среднегодовая задолженность дебиторов.
Для определения среднегодовой ДЗ используется следующая формула:
ДЗсг = (ДЗнг + ДЗкг) / 2,
где:
ДЗнг — задолженность по состоянию на начало года;
ДЗкг — задолженность по состоянию на конец года.
О порядке ведения учета дебиторки вы сможете узнать из нашей статьи «Ведение учета дебиторской и кредиторской задолженности».
Как рассчитывается и в каких целях используется показатель текущей стоимости дебиторской задолженности? Ответ на этот вопрос узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Период оборота дебиторской задолженности определяется как отношение «дебиторки» к выручке
Рассчитав как быстро произойдет погашение дебиторской задолженности в днях, можно определить усредненный период, необходимый компании для истребования у покупателей долгов. Для его расчета используется формула оборачиваемости дебиторской задолженности, которая выглядит так:
Псб = ДЗсг / Оп × Дн,
где:
Псб — период сбора долгов;
Дн — количество дней в расчетном периоде. Если расчет производится за год, то Дн будет равен 365.
В результате период оборачиваемости дебиторской задолженности определяется как отношение суммы среднегодовой «дебиторки» к объему выручки. Если срок погашения дебиторской задолженности требуется рассчитать в дневном выражении, то в знаменатель добавляется число их в периоде расчета.
Как без погрешностей определить период оборачиваемости дебиторской задолженности?
Для того чтобы рассчитать оборачиваемость дебиторской задолженности с наименьшей погрешностью, следует:
- оставить практику использования значения выручки, очищенной от уплаты косвенных налогов (акцизы, НДС), поскольку дебиторка, как правило, эти косвенные налоги содержит;
- учесть, что выручку от продаж рассчитывают при отгрузке продукции, в то время как оплата за нее производится позже.
Подробнее об отражении в бухучете выручки от продаж читайте в нашей статье «Как отражается выручка в бухгалтерском балансе?».
Как произвести анализ оборачиваемости дебиторской задолженности?
Оборачиваемость дебиторской задолженности (значение в днях) показывает среднюю продолжительность отсрочки платежа, которую компания предлагает своим клиентам-покупателям.
Чем значение оборачиваемости дебиторской задолженности будет меньше, тем эффективнее работает капитал компании, поскольку быстрее высвобождаются средства для новых вложений. Если для оборота используются заемные средства, то уменьшение срока использования этих средств делает их дешевле.
Как организовать систему управления дебиторской задолженностью, читайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Итоги
Без расчета оборачиваемости дебиторской задолженности компания не сможет выстроить собственную кредитную политику по работе с покупателями. Решение о предоставлении отсрочки платежа и ее продолжительности должно приниматься с учетом всей информации о финансовом состоянии компании и ее стратегических планах.
Проанализировав собственные ресурсы/возможности, и сверив их со своими целями, компания определяет максимальный и минимальный пределы возможной отсрочки платежа покупателями. Это значение впоследствии будет использовано при заключении сделок с ними. Тем самым можно существенно уменьшить срок погашения дебиторской задолженности.