Наш телеграм-канал

Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности

Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности разрабатывается фирмой или выбирается из существующих разработок исходя из решаемых задач и поставленных целей. Узнайте подробности об этом из нашей статьи.

 

 

Кому и для чего нужен анализ дебиторской и кредиторской задолженности

В процессе хозяйственной деятельности фирма может выступать одновременно и дебитором, и кредитором. Сумма долгов предприятия, а также долги ее контрагентов — основные финансовые показатели, характеризующие способность хозяйствующего субъекта:

С учетными нюансами модернизации основных средств фирмы вас познакомят сообщения:

Отслеживать изменение уровня задолженности фирмы, оценивать ее и анализировать важно для любой компании вне зависимости от специфики и масштабов деятельности. Подробнее о целях и задачах такого анализа расскажем далее.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности: цели и задачи

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности:

С помощью применения разнообразных методик анализа дебиторской и кредиторской задолженности решаются задачи:

Какие задачи решаются посредством проведения аудита бухотчетности, см. в материале «Аудит финансовой отчетности - сущность, цели и задачи».

Методы анализа долгов

В практической деятельности применяются разнообразные подходы и методики анализа дебиторской и кредиторской задолженности. В анализе используются следующие приемы и процедуры:

Про используемые хозяйствующими субъектами методы и методики узнайте из статей:

В последующих разделах детальнее остановимся на особенностях анализа кредиторской задолженности.

Как коэффициенты зависимости и самофинансирования помогают в анализе кредиторской задолженности

Степень финансовой зависимости от кредиторов — один из важных показателей, который компания должна держать под постоянным контролем. Оценить ее помогают 2 коэффициента:

Кс = СК / ЗК,

где:

СК — собственный капитал компании;

ЗК — привлеченный (заемный) капитал (долгосрочные обязательства + краткосрочные обязательства).

Кз = ЗК / А, где

А — активы компании.

При расчете Кс и Кз:

Оптимальным считается значение Кс = 1, что означает равную сумму собственных и заемных средств. Положительной тенденцией является увеличение доли собственных средств и, как следствие, рост Кс. С Кз ситуация прямо противоположная — снижение коэффициента оценивается позитивно.

С коэффициентом, оценивающим эффективность использования привлеченных сумм (средств кредиторов), вас познакомит следующий раздел.

Анализ кредиторской задолженности: рентабельность и оборачиваемость

Термин «рентабельность» в анализе кредиторской задолженности применяется для отражения степени эффективности использования фирмой средств кредиторов.

Коэффициент рентабельности кредиторской задолженности (Кр) рассчитывается по формуле:

Кр = Пч / КЗ, где:

Пч — чистая прибыль за период (показатель берется из отчета о финрезультатах);

КЗ — сумма кредиторской задолженности на конец периода (по данным баланса)

Еще одним коэффициентом, оценивающим эффективность использования кредиторской задолженности, является Ко — коэффициент ее оборачиваемости.

Данный коэффициент:

Ко = В / 0,5 (КЗн + КЗк), где:

В — выручка за анализируемый период;

КЗн и КЗк — кредиторская задолженность на начало и конец анализируемого периода.

Второй способ расчета Ко узнайте из статьи «Оборачиваемость кредиторской задолженности (нюансы)».

Характеристика изменений значения Ко:

Помимо коэффициентного анализа кредиторской и дебиторской задолженности применяются и иные методы анализа — узнайте о них из статьи «Анализ дебиторской и кредиторской задолженности (нюансы)».

Итоги

Методы анализа дебиторской и кредиторской задолженности включают разнообразные процедуры и исследования, позволяющие не только диагностировать и оценить уровень, динамику, структуру долгов фирмы, но и выработать эффективные управленческие решения.

Регулярный анализ долгов позволяет своевременно влиять на уровень платежеспособности и финансовое положение фирмы в целом, формировать кредитную политику, подбирать оптимальные условия хоздоговоров для контрагентов и решать иные задачи.