Наш телеграм-канал

Какие последствия отрицательных чистых активов?

Отрицательные чистые активы возникают у налогоплательщика, если в течение нескольких лет он регулярно получает убытки от своей коммерческой деятельности. В статье пойдет речь о последствиях таких обстоятельств и о том, как устранить данную проблему.
Вам помогут документы и бланки:

Понятие чистых активов

Заканчивая очередной год, компания анализирует данные по имеющимся у нее активам и проводит их всестороннюю оценку. Тем самым руководство приходит к пониманию, привлекательно ли выглядит организации для нынешних и будущих кредиторов, партнеров по бизнесу и работников.

Наиболее характерным показателем в этой оценке являются чистые активы, отражающие реальную стоимость всего имущества и финансов без учета кредиторской задолженности и соответствующих обязательств.

О сути чистых активов можно узнать из статьи «Чистые активы - что это в балансе (нюансы)?».

Но иногда этот показатель уходит в минус. Отрицательное значение чистые активы принимают в том случае, если их суммарная оценка в некий момент оказывается ниже, чем размер уставного капитала. Как правило, этот факт обнаруживается при составлении годового отчета.

Как правильно рассчитать чистые активы, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно изучите материал.

Подробнее о том, как оценивается привлекательность компании, можно узнать из статьи «Методика анализа бухгалтерского баланса предприятия».

Как поступать, если стоимость чистых активов меньше уставного капитала

Образование у компании чистых активов с отрицательным значением влечет следующую проблему: если в течение 2 лет подряд величина таких активов продолжит оставаться в минусе, компания подлежит ликвидации.

Причем от компании при этом уже ничего зависеть не будет, и ликвидацию проведут в принудительном порядке. Основания для таких действий содержатся в п. 11 ст. 7 ФЗ «О налоговых органах РФ» от 21.03.1991 № 943-I. Согласно ему налоговики вправе инициировать через суд ликвидацию юридического лица, если его коммерческая деятельность привела к отрицательным результатам. Организационно-правовая форма компании не может повлиять на решение налоговиков.

До истечения 2-летнего периода у организации есть возможность предпринять профилактические меры и тем самым избежать негативного сценария. Как только чистые активы сожмутся до величины меньшей, чем капитал, обозначенный в уставе, собственникам надо либо увеличить суммарный объем активов, либо снизить величину уставного капитала, либо ликвидироваться. Принять решение собственники должны в течение 1-го полугодия года, следующего за отчетным. Эти нормы закреплены в п. 4 ст. 90 ГК РФ для ООО и п. 6 ст. 35 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ для АО.

ВАЖНО! В связи со сложившейся сложной экономической ситуацией в 2022 - 2023 годах правило об уменьшении уставного капитала или о ликвидации в связи с низкими чистыми активами не действует. Данное правило установлено в ст. 17 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ.

Снижение размера уставного капитала обязательно должно сопровождаться уведомлением об этом событии кредиторов. Кроме того, компании дается 3 дня, чтобы сообщить о событии в налоговый орган.

Если уставный капитал находится на минимуме, а чистые активы - в минусе, возникает реальная угроза ликвидации. Инициатива при этом принадлежит налоговой инспекции, которая подает соответствующий иск в арбитражный суд. В заявлении налоговики обосновывают свою просьбу, а окончательный вердикт остается за арбитражем.

Судьи при рассмотрении каждого случая тщательно анализируют ситуацию, сложившуюся в организации. Если оказывается, что налогоплательщик способен исполнить обязательства перед кредиторами и бюджетом, в ликвидации арбитры отказывают. Подтверждение этому можно найти в постановлениях ФАС Московского округа от 25.09.2009 № КГ-А41/9762-09 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.10.2012 № А33-20303/2011, а также в информационном письме президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84.

Увеличение стоимости чистых активов

У организации, намеревающейся увеличить объем чистых активов, есть 2 возможных пути исправления ситуации:

  1. Переоценить основные средства (ОС) и нематериальные активы (НМА).

    Учет ОС необходимо осуществлять по первоначальной или переоцененной стоимости  (п. 13 ФСБУ 6/2020). Периодичность переоценки организация устанавливает самостоятельно. Допустимо делать это раз в год по итогам закончившегося (или заканчивающегося) года.

    Если активы вырастают, то возникает положительная разность между новой суммой оценки и той, которая значилась в документах организации ранее. Полученную разницу следует списать на счет 83, где отражается добавочный капитал. Суть этой проводки как раз и заключается в том, что чистые активы выросли в объеме.

Как отразить в учете переоценку по ФСБУ 6/2020, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный бесплатный доступ к системе и переходите в Готовое решение. 

Подробней с правилами переоценки ОС можно ознакомиться в статье «Как определить остаточную стоимость основных средств».

  1. Участникам общества или собственникам компании пополнить активы (путем внесения денег на расчетный счет или добавления имущества).

    Такие средства бухгалтер должен будет учесть в «Прочих доходах». Данная проводка фактически означает рост чистой прибыли и, соответственно, увеличение суммы чистых активов.

    Для того чтобы операция была законной и не вызывала сомнений у контролирующих органов, следует выполнить одно важное условие - указать цель внесения средств. В решении участников общества или соглашении с ними должно быть упомянуто, что имущество или деньги добавляются для наращивания стоимости чистых активов до размера, предусмотренного законодательством.

Итоги

Образование  отрицательных чистых активов чревато для компании негативными последствиями, вплоть до ликвидации. Так что как только чистые активы сожмутся в объеме до той степени, что станут меньше величины уставного капитала, владельцам и руководству компании следует предпринять экстренные меры по исправлению ситуации.

Даже если налоговая инспекция подала в арбитраж иск о ликвидации, можно избежать негативного сценария. Если налогоплательщик не имеет крупных долгов, зарплата выдается регулярно и в полной мере, все налоги и сборы вносятся без задержек, судьи принимают его сторону. Арбитры с большой долей вероятности посчитают создавшееся положение не настолько серьезным, чтобы ликвидировать организацию.