Для чего вообще нужен финанализ
Анализ финансовой отчетности решает следующие основные задачи:
- оценка имущественного и финансового состояния организации;
- определение эффективности использования ресурсов, выявление резервов роста компании;
- имущественный и финансовый прогноз.
Анализ рентабельности, о котором пойдет речь в данной статье, относится к 2-й группе задач. В проведении и результатах финанализа заинтересованы:
- руководство предприятия;
- соответствующие службы, в компетенцию которых входит работа с финансовыми показателями (плановые, экономические и даже налоговые);
- собственники компании (учредители, акционеры);
- инвесторы (оценивают финансовое состояние, изучают эффективность использования ресурсов);
- коммерческие банки (проводят оценку кредитоспособности и определяют степень риска выдачи кредита);
- контрагенты, например поставщики, которых интересует риск неоплаты контрактов.
С учетом пользователей финансовой информации и целей анализа его принято делить на внутренний и внешний.
Рентабельность бизнеса значится в числе показателей, учитываемых при налоговых проверках. Узнайте больше о его значении в данном контексте из экспертной публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к документу бесплатно.
Что рассчитывают и оценивают в ходе анализа
На практике анализ финансовой отчетности подразделяется на два блока:
- Оценка и анализ экономического потенциала предприятия, в том числе:
- оценка имущественного положения;
- построение аналитического баланса-нетто;
- вертикальный анализ баланса;
- горизонтальный анализ баланса;
- анализ качественных сдвигов в имущественном положении;
- оценка финансового состояния;
- оценка ликвидности и финансовой устойчивости.
Подробнее читайте в статье «Методика анализа бухгалтерского баланса предприятия».
Как видим, этот блок базируется на основе данных бухгалтерского баланса.
- Оценка и анализ финансовых результатов, в том числе:
- оценка объема продаж;
- анализ структуры доходов организации;
- анализ структуры расходов организации;
- анализ прибыли;
- анализ рентабельности;
- оценка финансовой устойчивости, кредито- и платежеспособности.
Здесь уже пригодятся и баланс, и отчет о финансовых результатах.
Прежде чем говорить об анализе рентабельности, напомним, в чем ее суть и каков порядок расчета.
Понятие и общая формула расчета рентабельности
Мы уже не раз говорили, что рентабельность — это относительный показатель прибыльности. Она показывает нам, какую сумму прибыли организация получает с каждого рубля, вложенного в бизнес и истраченного в процессе деятельности.
Рентабельность представляет собой отношение прибыли к тому объекту, эффективность работы (отдачу) которого требуется узнать. Условно обозначим этот обобщенный показатель как Х, и тогда общая формула рентабельности предстанет перед нами в следующем виде:
Рх = П / Х × 100%,
где: Рх — рентабельность соответствующего вида;
П — прибыль (валовая, операционная или чистая);
Х — показатель, рентабельность которого мы считаем (подробнее на них остановимся далее).
Рентабельность выражается в процентах, следовательно, частное от отношения умножается на 100.
Наряду с рентабельностью, есть большое количество иных составляющих финансового анализа. Ознакомьтесь с ними в тематической публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.
Какие виды рентабельности существуют
Показателей рентабельности много. Фактически столько же, сколько финансовых показателей, эффективность которых может заинтересовать пользователей. В основном для анализа рентабельности используют следующие:
- Рентабельность продаж, или общая рентабельность. Она дает информацию о том, сколько копеек прибыли заложено в каждый рубль выручки, представляет собой отношение прибыли к объему продаж и считается по формуле:
Рпрод = П / Оп × 100%,
где:
Рпрод — рентабельность продаж;
П — прибыль (валовая, операционная, чистая);
Оп — объем продаж (выручка).
Подробнее о нюансах расчета рентабельности продаж читайте в статье «Формула для расчета рентабельности продаж по балансу».
- Рентабельность продукции. Этот показатель говорит об эффективности понесенных предприятием затрат, показывает долю прибыли в каждом рубле, израсходованном на производство продукции. Формула его расчета следующая:
Рпр = П / Сс × 100,
где:
Рпр — рентабельность продукции;
П — прибыль;
Сс — себестоимость.
С учетом целей анализа эту рентабельность рассчитывают:
- по чистой прибыли или по прибыли от продаж;
- по полной себестоимости продукции или только по производственной.
Подробнее о расчете читайте в статье «Как рассчитать рентабельность продукции».
- Рентабельность активов, которая скажет нам, сколько прибыли отдает каждый рубль, вложенный в имущество фирмы. Она представляет собой отношение прибыли к активам и рассчитывается по формуле:
Ракт = П / Ак × 100%,
где:
Ракт — рентабельность активов;
П — прибыль;
Ак — средняя стоимость активов организации за расчетный период.
Рассчитывают рентабельность внеоборотных, оборотных или суммарных активов, а иногда и рентабельность отдельных видов имущества, например ОС.
Об особенностях расчета рентабельности активов можно узнать из статьи «Определяем рентабельность активов (формула по балансу)».
- Рентабельность капитала, в том числе:
- рентабельность собственного капитала, которая информирует о том, эффективно ли работают собственные источники фирмы, и рассчитывается по формуле:
Рск = П / СК × 100,
где: Рск — рентабельность собственного капитала;
П — чистая прибыль (рентабельность собственного капитала считают только по чистой прибыли);
СК — средняя величина собственного капитала за расчетный период.
Подробнее см. в статье «Определяем рентабельность собственного капитала (формула)».
- рентабельность заемного капитала — аналогичный показатель, демонстрирующий доходность заимствований:
Рзк = П / (ДО + КО) × 100,
где:
Рзк — рентабельность собственного капитала;
П — чистая прибыль;
ДО — долгосрочные обязательства;
КО — краткосрочные обязательства организации.
Основные показатели мы назвали, теперь расскажем, как непосредственно проводят анализ рентабельности.
Как проводят анализ рентабельности
Очевидно, что, прежде чем анализировать рентабельность, ее следует рассчитать. О порядке расчета мы рассказали выше.
Затем проводят сравнительный анализ. При этом фактические показатели можно сравнивать:
- с плановыми показателями самой компании;
- показателями за предыдущие периоды;
- среднеотраслевыми значениями.
После этого проводят факторный анализ. При этом определяют влияние на рентабельность внешних и внутренних факторов, а также выявляют резервы роста.
В качестве примера факторного анализа рентабельности собственного капитала можно привести 3-факторную формулу Дюпона:
Рск = (П / Выр) × (Выр / Акт) × (Акт / СК),
где:
Рск — рентабельность собственного капитала;
П — чистая прибыль;
Выр — выручка;
Акт — активы;
СК — собственный капитал.
С помощью этой формулы оценивают влияние на рентабельность СК таких значимых факторов, как:
- рентабельность продаж по чистой прибыли;
- оборачиваемость активов;
- финансовый рычаг, т. е. соотношение собственного и заемного капитала.
Если рентабельность СК низкая, указанная формула поможет выяснить, какой из факторов повинен в этом в большей степени.
Заметим, что данная факторная модель демонстрирует наличие обратной зависимости между рентабельностью СК и финансовой устойчивостью фирмы: при увеличении собственного капитала снижается его рентабельность, но возрастает финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия в целом. Так что недостаточно высокая рентабельность собственного капитала, возможно, и не лучший результат для собственников, но для самой компании это не всегда плохо.
Ознакомьтесь со спецификой расчета чистых активов предприятия в тематической публикации.
Итоги
Анализ рентабельности — важный компонент оценки имущественного положения и финансового состояния бизнеса. Его результаты интересуют многих пользователей — как внутренних, так и внешних. Методы анализа различны и разнообразны, а их выбор зависит от того, какая цель стоит перед аналитиком.