Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Электронная подпись или УЭК - что это?

Электронная подпись или УЭК - что это, для чего нужна и как ее получить? Ответы на эти и другие вопросы узнаете из материала.

Что такое УЭК

УЭК — универсальная электронная карта, использовалась до начала 2017 года. Данный инструмент содержал в печатной и электронной форме информацию о своем владельце. Держателем карты может мог быть как гражданин РФ, так и лицо без гражданства или иностранный гражданин в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

УЭК являлась документом, подтверждающим личность и права гражданина в системах обязательного страхования, на портале муниципальных и госуслуг, при получении транспортных услуг (в качестве проездного билета), а также позволял выполнять юридически значимые действия в электронной форме.

УЭК содержала следующую визуально определяемую информацию:

  1. Ф. И. О. и фото владельца.
  2. Уникальный номер и срок действия карты.
  3. Номер СНИЛС.
  4. Контактную информацию организации, выдавшей УЭК.

На электронном носителе карты фиксировалось сведения о дате и месте рождения владельца карты, а также номер медицинского страхового полиса и сведения о выбранном банке.

Для авторизированного доступа пользователя к услугам на электронный носитель УЭК необходимо было использовать электронное приложение, которое несет в себе уникальную последовательность символов. При этом УЭК могла иметь несколько таких приложений, обязательный перечень которых определялся Правительством РФ. Обязательные федеральные приложения должны были обеспечивать:

  • идентификацию владельца УЭК для получения им доступа к услугам;
  • получение услуги в системе пенсионного и обязательного медстрахования;
  • получение банковских услуг.

Как использовалась УЭК для моментального подтверждения подписи и заверения документов

ЭЦП, встроенной в УЭК, можно было подписывать заявки о получении документов на портале госуслуг, а также документы в формате Word.

Перед началом использования ЭЦП необходимо было установить программное обеспечение «КриптоПро», скачав его с официального сайта. 

Как получить электронную подпись (вместо УЭК)

Алгоритм выдачи и оформления УЭК был регламентирован законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ.

В период с января 2013 по декабрь 2016 гражданам следовало подать заявление о выдаче карты в уполномоченную региональными властями организацию. По желанию гражданина в электронную часть карты записывался ключ проверки электронно-цифровой подписи (ЭЦП).

ЭЦП — электронный вариант подписи физлица, который получается путем криптографического преобразования информации. ЭЦП бывает простой и усиленной. Усиленная подразделяется на 2 вида: квалифицированная и неквалифицированная.

Об отличиях в видах ЭЦП, а также о порядке ее получения узнайте в материалах:

Эксперты КонсультантПлюс рассказали о порядке получения квалифицированной ЭЦП юридическим лицом. Получите пробный доступ к публикации на данную тему бесплатно.

Нормативное регулирование использования электронных идентификаторов

Эмиссия УЭК с января 2017 года прекращена (закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 28.12.2016 № 471-ФЗ). Вместе с тем, указом Президента России от 18.09.2023 № 695 был введен «цифровой паспорт» — инструментарий на базе портала Госуслуг, позволяющий гражданам России предоставлять паспортные и иные данные в электронной форме через специальное мобильное приложение.

Правительство должно в 3-месячный срок после издания Указа определить перечни документов со сведениями, которые могут быть предоставлены через соответствующее приложение, а также определить порядок использования данного приложения.

Отметим, что мероприятия по введению электронных паспортов в России (пластиковых карт с электронным носителем информации) были отложены (подп. «б» п. 23 постановления Правительства РФ от 16.04.2016 № 315). 

Итоги

Итак, теперь вы знаете, что УЭК - это электронная универсальная карта, выпуск которой прекращен с января 2017 года.  В 2023-м году инициировано использование «цифрового паспорта» на базе портала Госуслуг и специального мобильного приложения.

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить