Из-за сбоя не принимают отчетность
Со сбоями в системе ФНС налогоплательщики сталкиваются периодически. К примеру, налоговая переходит на новое ПО, из-за чего у бухгалтеров не проходил НДС, были сложности с приемом РСВ и 2-НДФЛ.
Обновление программ вроде бы завершилось, но проблемы, похоже, остались и могут повториться. У налоговиков то и дело слетают и путаются данные о налогоплательщиках, выскакивают несуществующие ошибки, иногда вообще не имеющие отношения к отправляемому отчету, и происходит еще много всего интересного. А отвечать за несданную отчетность приходится нам — налогоплательщикам.
Какие штрафы предусмотрены за непредставление отчетности, узнайте здесь.
Поэтому бездействовать и ждать, что сбой пройдет и декларация уйдет по назначению сама собой, нельзя — нужно действовать. Как именно, разъясняла сама ФНС. Запоминайте:
- даже если уведомление о приеме отчета не приходит сразу, не торопиться с повторной отправкой;
- тем, кто получил «Подтверждение даты отправки» и «Извещение о получении», никаких дополнительных действий не предпринимать;
- тем, кому пришло «Подтверждение даты отправки» и «Сообщение об ошибке», нужно исправить указанные в сообщении недочеты и отправить отчет повторно;
- если «Подтверждение даты отправки» не приходит, нужно связаться с оператором ЭДО.
И по возможности постарайтесь связаться с налоговой и уточнить, в курсе ли она, что у нее опять засбоило. Для подстраховки можно также отправить заявление с просьбой принять отчетность, сообщив в нем, какую декларацию и когда вы пытались и не смогли отправить, и пригрозив подачей жалобы на бездействие.
Не проходят электронные пояснения
С приемом электронных пояснений по камералкам тоже не все гладко. Для большинства налогоплательщиков критична ситуация с НДС, ведь пояснения по нему принимаются только в электронном виде. ФНС обновила ПО не только под новую НДС-декларацию, но и под новый формат требований, которые направляются налогоплательщикам, если к отчету нужны пояснения или уточнения. И оно тоже склонно выдавать ошибки, которые могут повлечь применение санкций даже к тем, кто добросовестно выполнил все свои обязанности. Например, налоговики могут не увидеть:
- квитанции налогоплательщиков, подтверждающие получение требований по НДС;
Напомним, отправка квитанции — это первое, что вы должны сделать, получив требование. Не отправите, и вам могут заблокировать счет (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК).
- формализованные ответы на эти требования.
Если налоговая не увидит (что равно не получит) пояснения, вас оштрафуют на 5 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).
Смотрите, как правильно отвечать на требования по НДС.
Что же можно сделать, дабы обезопасить себя от необоснованных санкций:
- Делайте скриншоты. На них должно быть четко видно, что вы отправляете в налоговую, и стоять дата отправки.
Какой скриншот можно использовать в качестве доказательства в суде, см. здесь.
- Продублируйте пояснения, отправленные по ТКС, обычным письмом по электронке. Так вы зафиксируете, что ответили на требование в срок.
- Если вы не сделаете ничего из вышеперечисленного, помогут пояснения и подтверждения оператора ЭДО. Переписка с ним засвидетельствует, что вы сделали все как надо и с соблюдением сроков.
Пока проблема электронного документооборота не разрешится, собирайте подобный пакет подтверждений по каждому требованию. Сдадите его налоговикам или в суд, если придется обжаловать штраф или блокировку счета.
Заполнить декларацию по НДС за 3-й квартал 2022 года вам помогут наши статьи:
-
Порядок заполнения декларации по НДС за 3 квартал 2022 года;
-
Чек-лист по заполнению декларации по НДС за 3 квартал 2022 года.
Итоги
Не пострадать безосновательно от сбоев у ФНС помогут правильные действия и заблаговременно собранный пакет доказательств своевременного исполнения своих обязательств. Не ленитесь делать работу, которая на первый взгляд может показаться лишней. Это тот самый случай, когда лучше перебдеть.