Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Какие последствия отражения убытка в декларации по налогу на прибыль?

Убыток по налогу на прибыль, отразившийся в декларации, нередко служит поводом для волнения бухгалтера: не вызовет ли такая отчетность излишнего внимания со стороны налоговых органов? Рассмотрим подробнее, что ожидает налогоплательщика в этих обстоятельствах.

Видео-инструкцию о том, как пояснить убытки налоговикам, смотрите на нашем канале YouTube.

Что будет при подаче декларации по налогу на прибыль, если в ней есть убыток

Налоговый убыток – это отрицательный результат, возникший в строке 100 листа 2 декларации, когда доходы отчетного периода не перекрывают расходов, учитываемых для целей налогообложения. Законодательно он не запрещен. Но налоговики, как правило, не доверяют информации об убытках, подозревая, что организация, например, завысила расходы, либо скрыла часть выручки, либо использует иные схемы для искусственного снижения налога на прибыль. Поэтому налоговые службы не только направляют налогоплательщику запросы на дополнительные пояснения по такой декларации, но и создают специальные комиссии для проверки убыточных отчетов.

Подробнее о том, что представляет собой налоговый убыток и как будут использованы его суммы, читайте в статье «Налоговый убыток - это…».

Так что если налогоплательщик подал налоговую декларацию с убытком, то его вполне может ожидать вызов на так называемую убыточную комиссию в ИФНС.

Начиная с отчетности за 2022 год, форма декларации по налогу на прибыль обновлена. Новую форму нужно использовать и за периоды 2023 года, и за сам 2023 год и далее.

По ссылке ниже вы можете бесплатно скачать актуальный бланк декларации по налогу на прибыль и образец его заполнения:

Бланк декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2024 года Бланк декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2024 года Скачать

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы отразили убыток в декларации по налогу на прибыль. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Чем не нравится убыток налоговикам

Главная задача налоговых инспекторов состоит в контроле за процессом сбора налогов в целях пополнения бюджета. Для этого налоговые службы разрабатывают ряд специальных мероприятий, выполнение которых должно способствовать своевременному поступлению в бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей.

В своей работе с налогоплательщиками, показавшими убытки, налоговики опираются на п. 1 ст. 2 ГК РФ, в котором содержится определение сути предпринимательской деятельности как самостоятельной, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли. Поэтому если организация регулярно показывает убытки, то, по мнению инспекторов, скорее всего, она является недобросовестной.

Что представляют из себя убыточные комиссии

Это специальные комиссии, созданные при ИФНС для рассмотрения таких вопросов, как полнота уплаты налогов и взносов с сумм оплаты труда и контроль обоснованности убытков от финансово-хозяйственной деятельности.

В Москве, например, эти комиссии действуют на основании приказа УФНС России по г. Москве от 22.02.2008 № 96, утвердившего новую редакцию приказа УФНС России по г. Москве от 18.04.2006 № 240, то есть эти структуры существуют уже много лет. Деятельность таких комиссий регулируется письмом ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@.

Прежде чем вызвать налогоплательщика на комиссию, налоговики собирают сведения для контроля рисков убыточности, проводят встречные проверки, получают выписки банка. Далее им предстоит проанализировать эти документы вместе с отчетностью организации. Если у налогоплательщика выявится достаточно высокая степень риска, то инспекция направит ему информационное письмо, в котором организации будет предложено самостоятельно проверить свои расчеты и представленную отчетность, с тем чтобы уменьшить убытки и провести оценку своих рисков по известным методикам.

Налогоплательщик должен получить письмо не позднее чем за месяц до даты планируемого вызова на комиссию. В течение 10 рабочих дней после получения письма организация должна либо представить уточненную декларацию, уменьшив убыток, либо ответить налоговикам, представив в ИФНС убедительные объяснения возникшего убытка. Если в течение 10 дней налогоплательщик не предпримет никаких действий в ответ на данное письмо, то налоговики направят ему уведомление о вызове на комиссию.

Кроме того, если организация вовсе не отреагирует на письмо, то директора могут оштрафовать на сумму до 4 000 рублей (ст. 19.4 КоАП РФ). Инспекторы вправе вызывать налогоплательщиков для того, чтобы получить от них пояснения по расчету и по уплате налогов и сборов, а налогоплательщики обязаны являться по вызову налоговиков (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

А что произойдет, если налогоплательщик не явится на заседание комиссии?

Например, согласно п. 10 приказа УФНС по г. Москве от 22.02.2008 № 96, если уполномоченные представители налогоплательщика проигнорировали вызов на заседание рабочей группы комиссии в инспекции без объяснения причин, либо если они отказались выполнять рекомендации по изменению показателей налоговой и (или) финансовой отчетности, то налоговым службам разрешено проводить в отношении таких налогоплательщиков первоочередной выездной налоговый контроль и информировать собственников о неудовлетворительном финансовом состоянии организации.

Налоговые службы считают, что имеют право подать в суд требование о ликвидации организации и об инициировании процедуры банкротства (правда, судами часто эта возможность признается неправомерной), а также направить материалы по такому налогоплательщику в правоохранительные органы.

Руководителя налогоплательщика на убыточную комиссию налоговые органы вызывают только в письменной форме. Письмо составляется на специальном бланке (приказ ФНС России от 07.11.2018 № ММ-7-2/628@). Никакие устные приглашения принимать не стоит.

Вызванный на заседание комиссии руководитель организации может пригласить туда своих сотрудников, которые помогут ему дать необходимые пояснения. Представителям организации рекомендуется взять с собой документы, которые помогут подтвердить правильность исчисления и уплаты налога на прибыль и объяснить возникший убыток.

Представители налоговых служб во время заседания комиссии потребуют обосновать причины убытков, и, если представленные объяснения их не убедят, они, скорее всего, предложат сдать уточненную декларацию без убытка.

На отдельные вопросы налогоплательщиков ответил Н. Н. Тактаров Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса. Ответ чиновника доступен в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

В каких случаях убыток может быть неизбежным

Представим себе, что организация зарегистрирована сравнительно недавно. Даже если она уже заключила договоры и приступила к их выполнению, то результат (выручка от реализации товаров, работ, услуг или иной деятельности) может появиться гораздо позже окончания отчетного периода. При этом, естественно, организация получит убыток.

Правда, по этой ситуации Минфин и ФНС РФ в своих письмах неоднократно разъясняли, что убытки, возникающие у вновь созданных организаций, разрешается учесть в будущем (письма Минфина России от 26.08.2013 № 03-03-06/1/34810, от 20.09.2011 № 03-03-06/1/578, от 21.04.2010 № 03-03-06/1/279, от 17.07.2008 № 03-03-06/1/414, письмо ФНС России от 21.04.2011 № КЕ-4-3/6494).

Как лучше объяснить убыток налоговикам

В постановлении Пленума ВАС РФ от 24.10.2006 № 18 сказано о том, что извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.

Обосновать убытки можно, собрав доказательства, что организация вела обычную хозяйственную деятельность, целью которой было получение прибыли, и объяснить, почему эта деятельность прибыли так и не принесла.

Причины, приведшие к убытку, определяют, какие именно «оправдательные» документы необходимы в каждом конкретном случае. Рассмотрим их:

  • Развитие новых видов деятельности. Здесь оправдательным документом будет бизнес-план, который покажет, что убытки связаны со спецификой новой деятельности и заранее запланированы на первые несколько лет. В бизнес-плане должно быть показано также, когда вложения начнут окупаться.
  • Невыгодная продажа товаров. В любой организации могут возникнуть ситуации, когда товары реализуются по цене ниже себестоимости. Факт такой реализации должен быть подтвержден актом инвентаризационной комиссии и приказом руководителя о снижении цен, составленным на основании этого акта. В акте надо привести данные о качестве товара, о его свойствах и характеристиках, а также о причинах, по которым данный товар невозможно реализовать с прибылью; привести выводы инвентаризационной комиссии о том, что в данных обстоятельствах организации приходится совершить продажу с убытком.
  • Демпинговая политика. Допустим, фирма решила вытеснить конкурентов и расширить рынок сбыта через временное занижение цен, планируя за счет этого значительно увеличить будущие объемы реализации. Обосновать эти намерения надо через маркетинговую политику организации, через бизнес-план и план развития рынков сбыта. Ожидаемый эффект от этих мероприятий надо показать в цифрах.
  • Изменение цен поставщиков. Предположим, что с заказчиком заключен долгосрочный договор с фиксированными ценами (допустим в рублях). По условиям контракта пересмотр цен в сторону увеличения не предусмотрен. А договор с поставщиком – в валюте (импортная продукция). Убыток здесь может возникнуть за счет колебания курсов валют. При возникновении вопроса о том, почему организация не расторгла договор, внезапно ставший невыгодным, надо представить налоговикам доказательства, что, расторгнув договор, организация понесла бы еще большие потери на штрафах. Да и выгодный заказчик, с которым, возможно, есть и другие договоры или перспективы договоров, был бы потерян.
  • Заказчик (покупатель) отказался от заключенного ранее договора. Или, похожая ситуация, когда прекращение хозотношений произошло из-за смены собственника заказчика. В этих ситуациях необходимо предъявить налоговикам соглашение о расторжении договора, переписку с бывшим контрагентом в связи со сменой собственника, переписку с контрагентами по вопросу заключения новых договоров.
  • Форс-мажор (затопление, пожар, разрушение офиса и др.). В этом случае нужно иметь справку от государственного органа, зафиксировавшего эту ситуацию, и обязательно составить инвентаризационную опись в связи с убытками.

Ну и если убытком по налогу на прибыль закончился не год, а любой из промежуточных периодов, важно убедить налоговиков, что поскольку окончательный расчет делается по итогам года, а у организации именно в конце года предстоит закрытие большого договора, то нет оснований сомневаться, что год закончится с прибылью.

Итоги

Убыток в декларации по налогу на прибыль приведет к вызову налогоплательщика на спецкомиссию в ИФНС для дачи пояснений. Налоговики считают, что в силу исполнения ст.2 ГК РФ, любой бизнес создается с целью извлечения прибыли, а ее отсутствие - повод не платить налоги. В статье подробно рассмотрен алгоритм пояснения убытков.

Добавить в закладки
Ваши вопросы
28 июля 2020 22:32
Постоянная ссылка
Здравствуйте. В видео-материал очень круто и наглядно рассказывает порядок составления ответа на требование ФНС, от которого у многих частенько мысли сбиваются в прерывистый сумбур))), но нюанс(1) - ошибочка в расчетах на 100т.р...Главбухи - люди тонкие, точность любим! ☝😉
Ответить
17 декабря 2019 07:34
Постоянная ссылка
Все три квартала убытки,нет клиентов и нет доходов за оказанные услуги,расходы состоят из зарплата (уменьшена до минимальной),налоги и аренда помещения.Организация планирует закрывать этот вид деятельности.Налоговые органы просят дать объяснение Как правильно дать объяснение
Ответить
27 апреля 2019 09:11
Постоянная ссылка
У меня по 1-ому кварталу получился убыток, надо ли на этот убыток начислять она? Или она на убыток начисляется только по году?
Ответить
Ваш вопрос
Отправить