Какой районный коэффициент установить в ЯНАО?

MAPKAHAT
Постоянная ссылка #

1. Согласно ст. 148 ТК РФ «Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права».

2. Согласно ст. 315 ТК РФ «Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации».

3. Однако, пока Правительство РФ не установило такого порядка. Поэтому в соответствии со ст. 423 ТК РФ до приведения нормативных правовых актов в соответствие с ТК РФ законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.

4. Чтобы обобщить и разъяснить сведения о размерах коэффициентов и порядке их практического применения, содержащиеся в нормативных правовых документах (в том числе бывшего СССР), разработаны соответствующие информационные и методические материалы. Например, информационное письмо Минтруда России от 09.06.2003 N 1199-16, от 19.05.2003 N 670-9 и ПФР от 09.06.2003 N 25-23/5995, письмо Роспотребнадзора от 29.08.2008 N 01/9440-8-32 "О некоторых вопросах применения трудового законодательства в связи с введением новой системы оплаты труда". В них говорится, что на всей территории ЯНАО применяется коэффициент в размере 1,5.

5. Но согласно п. 2. Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" "Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается".
А раз письма – это не нормативные правовые акты, значит надо смотреть, что говорится в НПА времен Союза ССР.

Организация, занимается в основном добычей общедоступных полезных ископаемых под Тарко-Сале (южнее Полярного круга). Но иногда дополнительно выполняет субподрядные работы по строительству объектов и рекультивации земель по договорам с нефтегазодобывающими организациями, в т.ч. в Новом Уренгое (южнее Полярного круга), Тазовском районе ЯНАО (севернее Полярного круга). Какими нормативными правовым актами следует руководствоваться при установлении районного коэффициента офисным работникам, находящимся в Тарко-Сале, и работникам, находящимся на объектах выполнения работ для нефтегазодобывающих организаций в Тазовском районе, Новом Уренгое?

Сергей экономист
Постоянная ссылка #

MAPKAHAT долго занимался районными и северными дайте немного времени отвечу.

Сергей экономист
Постоянная ссылка #

Есть Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 04.06.1968 N 165/15, оно еще действует, в результате можно установить коэффициент 1,8 для работников:
• нефтяной, газовой промышленности;
• работников строительных, строительно-монтажных и специализированных управлений, подсобно-вспомогательных производств, транспорта, хозяйств и организаций (за исключением работников организаций и учреждений материально-технического снабжения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей, непосредственно обслуживающих население), обслуживающих нефтегазодобывающие предприятия и организации по бурению и геологоразведке, строительство объектов нефтяной и газовой промышленности и геологоразведки.
После изменений, внесенных Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 04.05.1978 № 140/14-57 – 1,7.
Вот ваши обслуживальщики под это подходили бы, если бы работали севернее полярного круга.
Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 вводит для тех, кто южнее полярного круга коэффициент 1,3, севернее 1,5.
Но Вы, верно, сослались на письмо Минтруда, согласно которому на всей территории применяется 1,5. При этом суды почему-то ссылаются на это письмо, например Апелляционном определении суда Ямало-ненецкого суда от 22 марта 2019 г. по делу № 33-331/2019.
Маркант установление коэффициента 1, 5 и офисным и другим работником не будет нарушением законодательства, поскольку 1,5> 1,3. Притом права работников Вы не ухудшаете, единственная сложность с точки зрения налогов примет ли ИФНС для налога на прибыль Письмо Минтруда, как нормативный акт.
Вместе с тем, для работников, обслуживающих нефтегазовый сектор севернее полярного круга, на время фактического выполнения работ и проживания там (вот если возвращаются ежедневно в южный регион – нет), может устанавливаться коэффициент 1,7, согласно Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 04.05.1978 № 140/14-57. Однако в случае споров, суды смотрят на вид деятельности указанный регистрационных документах, он также должен соответствовать указанным в постановлении направлениям.
Пока так. Если остались вопросы, давайте обсудим. Вопрос непростой.

MAPKAHAT
Постоянная ссылка #

Спасибо за развернутый ответ, Сергей.

Меня тоже немного смущают решения Судов, которые, похоже, не вникнув, принимают на веру письма Минтруда.

Я пришел к выводу, что работникам, которые выполняют работы в рамках заключенных договоров с нефтегазодобывающими организациями севернее Полярного круга работодатель обязан установить районный коэффициент не ниже 1,8 (согласно постановлению Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 04.06.1968 N 165/15); южнее Полярного круга - не ниже 1,7 (согласно Постановлениям Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 N 611/35 и от 24.07.1990 N 299/12-50). Остальным работникам, работающим севернее Полярного круга, работодатель обязан установить районный коэффициент не ниже 1,5, а южнее Полярного круга - не ниже 1,3 (согласно Постановлению Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 и Постановлению Госкомтруда СССР от 23.06.1965 N 401).

Но у меня есть сомнения насчет Постановления Госкомтруда СССР от 23.06.1965 N 401, потому что в нем говорится, что оно распространяется на "других рабочих и служащих, не переведенных на новые условия оплаты труда, занятых в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера". Не уверен, можно ли игнорировать слова, выделенные жирным.

 

Сергей экономист
Постоянная ссылка #

Аналогичное по сути положение есть в последнем абзаце Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 N 611/35. MAPKAHAT Вы думаете, что в СССР кто-то не был переведен на новые условия труда? Думаю все. Для "нового поколения" работающих на Севере, этот пункт вообще неактуален, так как они начали работать в уже исторически сложившихся условиях оплаты, которые сложились эволюционно после внедрения новых условий оплаты труда. Думаю все не так страшно и Вы перестраховываетесь. Хотя, лучше перебдеть......

MAPKAHAT
Постоянная ссылка #

Как вы прописываете в трудовых договорах районный коэфициент при разъездном, подвижном характере работы или работе в пути, когда работник перемещается между различными климатическими зонами с разными районными коэффициентами?

И прописываете ли, или ограничиваетесь отсылкой, что районный коэффициент выплачивается в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права / локальными нормативными актами работодателя, пользуясь тем, что ст. 57 ТК РФ прямо требует указывать в трудовом договоре лишь размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, а про размер доплат, надбавок и поощрительных выплат умалчивает?

 

Сергей экономист
Постоянная ссылка #

MAPKAHAT у нас коммерсаныт катаются в пределах одной области как правило, нам повезло, что это общие климатичсекие созны с едиными коэффициентами. Могу ответить Вам теоретически, как бы я поступил.

Ваш вопрос мне понятен, посколкьу проверяющие, да и суды настаивают на применении коэффициента по месту фактического выполнения работ. В вашем случае для прописания этого условия нужно иметь возможность точного определения времени работы  в каждом регионе, Сами понимаерте, если это водитель фуры, сделать это, мягко говоря сложно. Мы указываем коэффициент по месту города оформления (у нас допофисы).

По поводу указания коэффициента в договоре считаю, что указывать коэффициент нужно, если оттолкнуться от ст. 129 ТК РФ, он входит в зарплату, да и в поняти оплаты труда, которое чуть уже . При том формулировка в ст. 57 ТК РФ вот какая: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Как бы поступил в Вашей ситуации? Давайте исходить из того, что по сути разъездной хараткер - аналог постоянных, непрервыных комнадировок, согласны? На этот период районный сотруднику не менется, давайте тогда и будем платить коэффициент по месту работы (оформления) в ТК РФ.

Возможно, мой ответ Вас не совсем удовлетворит, но я где-то году в 2013 всерьез обдумывал этот вопрос, просто не нашел другого решения.

Сергей экономист
Постоянная ссылка #

Либо рисовать допники при каждом переводе)))

MAPKAHAT
Постоянная ссылка #

У нас в одной из организаций подвижной характер работы, когда работник приехав на объект, работает в этой местности как правило от нескольких дней, до нескольких месяцев, потом либо возвращается в офис, либо перебрасывается на другой объект, либо вовсе едет домой.

Такие служебные поездки между территориями оформляются приказами, вносятся в 1С, отражаются в табеле и на основании этих приказов бухгалтер в т.ч. начисляет суточные.

Каждой территории в 1С присвоен свой районный коэффициент и в тех случаях, когда работы в этой местности выполняются больше месяца, присваивается КПП обособленного подразделения в ИФНС.

В данный момент для нас может быть выходом просто перечисление в ТД всех вариантов возможных районных коэффициентов, которые мы применяем при работе в каждой территории.

Но никто не знает, с каким регионом мы будем работать завтра, а прописывать РК для всех потенциально возможных территорий  - это значит утяжелять ТД.

Поэтому мы не прописываем их размер. Все размеры, если есть желание, можно указать в приложении к положению об оплате труда.

Формально нас сложно обвинить в том, что мы не включили в ТД доплаты, надбавки, поощрительные выплаты. Мы их включили, и даже указали, что они выплачиваются в порядке и размерах не ниже установленных законодательством или НПА/ЛНА. Да, мы прямо не указали их размер. Но прямо указывать размер ст. 57 ТК РФ требует только для тарифной ставки, оклада.

Есть еще как минимум один случай, когда ТК РФ прямо позволяет не указывать размер компенсации в трудовом договоре, хотя обязывает указать саму эту компенсацию:

Например, та же 57 статья требует включать в ТД гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Но ч.3. ст. 147 позволяет не указывать в ТД размеры надбавки за вредность, а указать их в ЛНА или коллективном договоре:

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Размеры же районного коэффициента или северной надбавки ТК РФ вовсе не обязывает где - либо прописывать.

Сергей экономист
Постоянная ссылка #

MAPKAHAT я с Вами не спорю, вы делаете отсылку к локальному акту в ТД при этом, эта часть локального акта становится неотьемлеимой его частью (или я не прав)))). В вашем вопросе был вопрос, о ТД. Соответственно и ответ был про это, условия об оплате указывать обязательно, либо в ТД либо в ином акте на который в ТД будет отсылка. Но... обязательно... По сути локальный акт позволяет Вам сократить толщину трудового договора в этом случае, не боее того)))). Мы действуем также, есть оклад с договоре, все остальное в локалке, на которую в нем ссылка, это нормально.

Марканат с изложенной Вами позицией я знаком. Если вы хотите пойти таким путем тогда коэффициенты в положении нужно указывать  списков: Район - коэффициент и применять его в случае переезда. Но повторю, тут есть технический вопрос в точном подсчета времени пребывания в конкретном регионе. Так как у Вас как я понимаю срок длительный и подлежит подсчету, тогда не вижу здесь сложностей. То есть у Вас складывается такая ситуация, половина месяца один коэффициент, половина месяца другой. Главное до расчетчиков эту информацию довести. В целом поддержу Ваш подход, почему нет.

MAPKAHAT
Постоянная ссылка #

А если зайти дальше?

Какую норму нарушит организация, если не пропишет конкретные размеры РК и СН в ЛНА, а просто напишет в ТД, что РК и СН выплачиваются в размере не ниже установленных законодательством РФ?

Сергей экономист
Постоянная ссылка #

MAPKAHAT вот тут Вы меня на лопатки кладете. Я даже не заню как ответить. Понимаете, если оценивать прооверяющих с того же ГиТ, там сотрудники совершенно разные. Одни слушают Ваши доводы и говорят, дайте время, я подумаю, может Вы и правы. Но сейчас очень много молодых, они думать не хотят а читают все буквально.

Я все таки склоняюсь, к тому, что лучше делать как Вы сейчас, списком, регион - коэффициент в локалке и увязку с ТД соответственно (ссылку). Риск на мой взгляд минимальный. Все таки ст. 57 требует указания на опалту труда, окалада маловато для этого. Пусть даже в доп локалке положениях и прочем.

Вот сами посудите, количество актов, регламентирующих коэффициенты с советских времен (в если учитывать местные постановления облаСтей и краев с 1991 года) очень много. Такое расплывчатое указание может сыграть как Вам на руку, так и нет.

Дело в в том, что в ТК нет четкого указания на документ устнавливающий РК . Ну вот нет и все. Сам поломал немало кпий на этом поприще. Указаннгое  Вами письмо минтруда, катати одоброено ПФ РФ и применяется им в части расчета РК для пенсий.

Представим. Спор с работником. Он ссылаестя на один акт. Вы на другой. По сути допустим, с учето сегодняшнего положения законодательства, оба они действующие. Мы с Вами на основе ЯНО в этом убедились. Суд может занять как Вашу позиуию, так и позицию работника, как наиболее слабой стороны спора. Вам это нужно?

Ваш подход с указанием списком коэффициентов для разных регионов очень даже нейтральный. Абсолютно убрать риски нельзя, но минимизировать - их почему бы нет. Лучше все таки конкретизировать. Понимаю, это добавляет работы, н осами понимаете, о нашем удобстве никто не думает. Мы с Вами сами убедились несмотря на позволение создавтаь локальные акты, они должны быть привязяаны к ТД в части сведений, качающихся ст. 57 ТК РФ. На мой взгляд ее и нарушите, если н еукажите конкретныых районов и коэффициентов, не будет раскрыт размер оплаты труда применительно к конкретному случаю.

P.S MAPKAHAT на самом деле, общение с Вами, крайне приятно))). Очень мало компетентных специалистов сейчас. Приятно, с кем то на равных. Получаю удовольствие, очень полезно для меня. Если даже "за уши меня оттаскаете" по какому то вопросу, буду только рад. Иногда взгляд со стороны очень полезен.

MAPKAHAT
Постоянная ссылка #

Спасибо, Сергей.

Еще интересует ваше мнение по такому вопросу:

Работодатель - строительная организация.

Строит жилые дома в ЯНАО. Как севернее Полярного круга, так и южнее.

Платила везде одинаковый РК: 1,5. Согласно письму Минтруда. Хотя, исходя из Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 N 453/9 (с изм. от 06.04.1961) "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников строительных и ремонтно-строительных организаций", видимо, должна была платить севернее Полярного круга - 1,6 а южнее - 1,5.

Заключила договор на строительство общежития для нефтегазодобывающей организации в рамках обустройства месторождения южнее Полярного круга. Перебросила часть работников со старых объектов, не связанных с нефтегазом, на новый. Старые объекты близятся к завершению, но еще не завершены.

Считается ли теперь такая строительная организация "обслуживающей нефтегазодобывающее предприятие"?

И если да, то:

1.1. Может ли вахтовик, переведенный на строительство этого общежития, потребовать доначислить ему РК до 1,7?

1.2. Должна ли организация платить повышенный РК рабочим, не занятым на этом объекте, или занятым на нем частично (например, АУПу)?

Если нет, то по каким признакам следует считать организацию "обслуживающей нефтегазодобывающее предприятие":

2.1. У нее не должно совсем быть объектов, не связанных с нефтегазом?

2.2. Когда она завершит старые объекты, она обязана будет установить РК 1,7 (и рабочим, и АУПу)?

2.3. А если объекты, не связанные с нефтянкой, снова появятся, можно будет снизить РК до 1,5?

 

Сергей экономист
Постоянная ссылка #

MAPKAHAT для ответа на первый вопрос важно, есть ли в регистрационных данных компании вид деятельности, связанный с обслуживанием, строительством для нефтегазового сектора. Если есть, то ответ будет положительным, если нет, доказать в случае спора факт формальной принадлежности компании к этому сектору будет сложно.

Предположим, что в учредительных документах этот вид деятельности фигурирует, тогда:

1.1 Вахта предполагает постоянное проживание, районный коэффициент применяестя в отношении граждан работающих и проживающих на КС и приравненных к ним регионах (например, п.10 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1, аналогичные формулирвоки есть и в инструкциях № 1 И 2). Склоняюсь к тому, что вполне может.

1.2 Смотря как оформлена эта частичная занятость, есть ли факт  проживания на время выполнения работ. Ответ будет исходя из указанной предпосылке в п.1.1. Н езанятым на объекте, связанно с нефтегазовым сектором считаю платить повышенный коэффициент не нужно. Дискриминации (предыижу Ваши сомнения) тут не вижу, так как, как мы с Вами убедились, такое разделение - прямое следствие законодательной базы бывшего СССР.

2.1 Нет объектов и нет соотвествующего ОКВЭД в регистрационных документах. Оптимально было бы оформить комндировки, вместо вахты, вопрос бы отпал сам собой.

2.2 С учетом соблюдения условий в п.1, 1.1, 1,2, 2.1 склоняюсь к тому, что да.

2.3 Право на это будет.

MAPKAHAT нормативные акты дают минимально допустимый уровень коэффициента, компания может своими актами установить его и в большем размере. Понимаю,есть еще экономика, но тут нужно оцениват ьс позиции трудозатрат на регулярное переоформление и возможные споры и затрат на дополнительные выплаты. Может окажется выгоднее сделать 1 раз всем 1.7 и не заниматься лишней бумажной работой. Но я Вашу ситуацию до конца оценить не могу, поэтому это тольуо в качсетве творческого предложения.

 

MAPKAHAT
Постоянная ссылка #

для ответа на первый вопрос важно, есть ли в регистрационных данных компании вид деятельности, связанный с обслуживанием, строительством для нефтегазового сектора. Если есть, то ответ будет положительным, если нет, доказать в случае спора факт формальной принадлежности компании к этому сектору будет сложно.

Основной код ОКВЭД: 41.2 Строительство жилых и нежилых зданий.

Среди дополнительных видов есть еще: 42.21 Строительство инженерных
коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения. Но в нашем случае это не предмет договора.

Поэтому, формально только лишь из вида деятельности принадлежности к организациям, "обслуживающим нефтегазодобывающие предприятия", нельзя выявить. Но можно из заключенных договоров. Ведь у заказчика в видах деятельности есть: 

71.12.3 Работы геолого-разведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы

06.10.1 Добыча нефти

06.10.3 Добыча нефтяного (попутного) газа

06.20 Добыча природного газа и газового
конденсата

Не совсем понятно только, достаточно ли выполнения работ по одному договору с такой организацией для того, чтобы нашу организацию можно было причислить к "обслуживающим нефтегазодобывающие предприятия" для целей применения повышенного РК.

Про то, что можно сделать сразу 1,7 в ТД, понимаю, но хотелось бы рассмотреть и другие варианты.

Сергей экономист
Постоянная ссылка #

"достаточно ли выполнения работ по одному договору с такой организацией для того, чтобы нашу организацию можно было причислить к "обслуживающим нефтегазодобывающие предприятия" для целей применения повышенного РК." - а какие у Вас риски от применения коэффициента 1,7 на временной основе? В чем Вы их видите? Вы будете платить больше а не меньше, исходя из имеющихся законов

Честно говоря не представляю по какому поводу в Вашем случае может быть спор. Да и работники вряд ли буду тпротив, хотя бы временно зарабатывать чуть больше.

MAPKAHAT
Постоянная ссылка #

Я вижу риски от неприменения.

Например, если мы будем платить всем стандартно 1,5. А работник заявит, что участвовал в строительстве объекта для нефтяной компании, поэтому работодатель, как организация, "обслуживающая нефтегазодобывающие предприятия", обязан доначислить ему зарплату, пересчитав РК.

Высока ли будет вероятность оспорить такое требование работника?

Сергей экономист
Постоянная ссылка #

А так Вы хотите сэкономить))), от этого и нужно было отталкиваться.

MAPKAHAT -рулетка, не готов ответить полностью утвердительно или отрицательно. Строительство общежития, это не обслуживание скважины или трубопровода, с одной стороны, с другой, без него нефтеперерабатывающая компания не сможет организвать вахтовую работу на месте.

Есть Апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 марта 2019 г. по делу N 33-331/2019. Там работнику было прямо отказано по причине ОКВЭД нет - все, 1,5. Но предсказать исход дела на 100% Вам никто не возьмется, даже если Вы к юристу обратитесь.

Создайте новый комментарий в теме
Прикрепить файл
?
Получить e-mail уведомление об ответе
Есть вопрос по другой теме? Можете создать Новое обсуждение