Договор с самозанятым бухгалтером

Katrinff
Постоянная ссылка #

Подскажите, пожалуйста, как правильно составить договор с самозанятым бухгалтером?Можно ли прописать общей фразой: ведение бухгалтерского учета?Или нужно конкретно указать, какие задачи выполняет бухгалтер?Какой срок у договора может быть? Нужно ли составлять акт выполненных работ к договору?

valentina123
Постоянная ссылка #

Здравствуйте. Главный документ при работе с самозанятыми — это чек, который они формируют в программе «Мой налог».

В чеке обязательно должны быть наименование оказанных услуг и ИНН юридического лица или ИП — заказчика услуг.

Акт тоже можно составить. Он станет дополнительным документом, который отразит период или дату оказания услуги для целей налогового учёта расходов заказчика.

Но имейте в виду, что учесть расходы на основании только акта по итогам месяца нельзя. Обязательно нужен чек.

Для организаций и ИП наличие чека от самозанятого — обязательно для учета расходов (письмо фнс от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@)

Katrinff
Постоянная ссылка #

Спасибо! То есть договор-необязательно? А если человек оказал услуги, а организация их не оплатила, то получается он никак не сможет это доказать? Или наоборот: организация оплатила бухгалтеру предоплату, а он не выполнил работу, то организация при отсутствии договора так же не сможет доказать ничего?

valentina123
Постоянная ссылка #

Я такого не писала. Я написала, что акт не обязателен. Договор нужен. Иначе будут проблемы у вас. Тем более, если планируете сотрудничать долгое время. Это ваша безопасность.  Вчера вопрос увидела перед сном, печатала и уснула 🤦‍♀️. Наверное не очень понятно написала). Но смысл был в том, что акт можно составлять, а можно не составлять. Главное, чтобы чек от бухгалтера у вас был. Это я вам на последний вопрос ответила. Ч

Марина Бух
Постоянная ссылка #

Добрый день!

Вам верно Валентина написала: для учета затрат на бухгалтера в расходах дрстаточно иметь от него чек. 

Договор нужен для других целей. Именно для тех, которые вы описали: обозначить круг задач бухгалтера, прописать возможные санкции за его неисполнение. Но будьте внимательны при составлении договора. Составьте его так, что нельзя было переквалифицировать его из ГПД в трудовой.

valentina123
Постоянная ссылка #

Появилось, наконец, время ответить вам на другие вопросы.

как правильно составить договор с самозанятым бухгалтером? Можно ли прописать общей фразой: ведение бухгалтерского учета? Или нужно конкретно указать, какие задачи выполняет бухгалтер?

Для договора самозанятых вы можете применять те же рекомендации, что и для договора ГПХ. По моему мнению написать просто «ведение бухгалтерского учета» будет неправильно. Лучше все расписать, дабы ваш бухгалтер понимал, что вы вообще от него хотите. Это в ваших интересах. В разделе "Предмет договора" напишите что-то типо "1.1. В соответствии с настоящим Договором Исполнитель обязуется оказать Заказчику бухгалтерские услуги, указанные в п. 1.2 настоящего Договора (далее - Услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить Услуги Исполнителя.».

Далее в п. 1.2 раскройте список обязанностей вашего бухгалтера. Возле каждой обязанности пропишите, в какой срок она должна быть выполнена.

Например, «Формирование учетной политики предприятия Заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Периодичность оказания Услуги:_____»

Или так:

« Организация бухгалтерского учета и отчетности на предприятии Заказчика и в его подразделениях. Услуга оказывается Исполнителем по всем хозяйственным операциям Заказчика в течение срока действия настоящего Договора.»

valentina123
Постоянная ссылка #

Какой срок у договора может быть?

Можно в том же разделе «Предмет договора» указать отдельно:

«Услуги по настоящему Договору оказываются в следующие сроки:

Начало оказания Услуг: "___"_________ ____ г.

Конец оказания Услуг: "___"_________ _____ г.»

Также отдельно выделите пункт «Срок действия Договора. Порядок изменения и расторжения Договора». Там можно прописать:

«Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания его обеими Сторонами и действует до "___"________ ____ г. (вариант: полного исполнения Сторонами всех взятых на себя обязательств).

Условия настоящего Договора могут быть изменены или Договор может быть расторгнут досрочно по взаимному согласию Сторон путем подписания письменного соглашения, а также по требованию одной из Сторон в судебном порядке в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации.»

Если договор на длительное время, то многие указывают дату окончания 31 декабря **** года. А дальше договор продлевается, заключается дополнительное соглашение.

valentina123
Постоянная ссылка #

В общем, по сути, ГПХ с самозанятым ничем особо не отличается от ГПХ с обычным гражданином. Но включите дополнительно положения о том, что ваш исполнитель является плательщиком налога на профессиональный доход, обязуется передать вам чек, сформированный при расчете за услуги, а также обязуется поставить вас в известность, если перестанет быть плательщиком НПД.

Katrinff
Постоянная ссылка #

Valentina123, огромное Вам спасибо за такой подробный ответ, очень помогли!

maxli28
Постоянная ссылка #

Ещё 5 копеек добавлю акцентом (сама работаю только с юрлицами с января 2019): все очень осторожно относятся к регулярным оплатам самозанятым. Считается, что если оплаты идут ежемесячно, не важно, что они суммами немного различаются, запросто можно подвести под трудовые отношения. Тогда для организации это взносы, для ФЛ - НДФЛ 13%. Практика показывает, что нужно либо подробно описывать что было сделано (и ен повторяться по возможности), отражая, кстати, всё в чеке, либо платить за , скажем, "настройка, проверка учёта, составление и сдача КВАРТАЛЬНОЙ отчётности". Что-то в этом роде. И получать без риска вознаграждение раз в квартал. Возможно, даже одинаковыми суммами.

Да, у меня со всеми договоры, выписываю на каждую работу счёт и акт с подробным описанием, в чеке по оплате также. 

Natalia1962
Постоянная ссылка #

Добрый день! Меня тоже интересует вопрос по договору с самозанятым бухгалтером! Начнем с того , что чек формируется автоматически и в нем кроме инн заказчика ничего прописать нельзя! Это к вопросу- добавить в чек за что! Что касается договора- как вы думаете, что там можно прописать в части ответственности? Какую ответственность несет штатный бухгалтер за свои ошибки? Кроме лишения зарплаты и увольнения? И то под вопросом. Здесь возникают другие отношения, как вы думаете со стороны заказчика- как он может себя обезопасить от не граммотного или нерадивого бухгалтера? И с другой стороны- как  самозанятый бухгалтер может оградить себя от отвественности за ошибку допущенную в расчетах например. Либо такой пример: бухгалтер работал по договору год, в договоре указана отвественность за материальный ущерб нанесенный бухгалтером в период его деятельности! Первичные документы хранятся у заказчика. По истечении допустим двух лет, налоговая проверка, предприятие не может документально доказать правомерность предъявления затрат, отсюда материальный ущерб в виде штрафа и тд. Может ли предприятие предъявить притензии по договору бухгалтеру за тот периодна возмещение ущерба?

 

 

 

Марина Бух
Постоянная ссылка #

Добрый день!

Не соглашусь про автоматическое формирование чека. Вполне можно прописать, какие именно услуги оказаны. Наверное, конечно, не огромный список из 10 пунктов, но краткое описание услуги - вполне.

Валентина уже писала об этом, и я с этим согласна. Не вижу каких-то особенностей работы с бухгалтером - самозанятым в части указания ответственности в договоре. Договоры ГПХ с бухгалтерами, являющимися ИП, - история далеко не новая. А так называемая "самозанятость" - лишь налоговый режим. 

 

Natalia1962
Постоянная ссылка #

И какие вообще санкции можно применить к бухгалтеру 

Сергей экономист
Постоянная ссылка #

https://nalog-nalog.ru/samozanyatye/ispolnenie-samozanyatym-zakona-o-zashite-prav-potrebitelej/ Natalia1962  вот как раз статья на эту тему на сайте. Теоретически предъявить претензию возможно и законно, вопрос в том, насколько это будет работать на практике. Сами понимаете, режим новый, пока прецедентов, указанных Вами наверно нет илои они  единичны.

Сергей экономист
Постоянная ссылка #
Natalia1962
Постоянная ссылка #

Спасибо за ссылку, но там я тоже не нашла ответа на свой вопрос. Несет ли бухгалтер материальную ответственность по убыткам, полученным предприятием в результате его работы? Может кто нибудь показать эту часть договора

valentina123
Постоянная ссылка #

Можно прописать, например, так:

4.Ответственность Сторон и форс-мажорные обстоятельства

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору Стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.

4.2. Исполнитель несет имущественную ответственность за ненадлежащее оказание Услуг по настоящему Договору. В случае если Услуги оказаны Исполнителем с отступлениями от условий настоящего Договора по вине Исполнителя, Заказчик вправе потребовать от Исполнителя безвозмездного устранения недостатков в разумный срок либо соразмерного уменьшения стоимости Услуг.

4.3. В случае нарушения Исполнителем сроков оказания Услуг Заказчик вправе потребовать уплаты пеней в размере ___% от стоимости Услуг за каждый день просрочки.

4.4. В случае несвоевременной оплаты Заказчиком Услуг Исполнителя Исполнитель вправе потребовать уплаты пеней в размере ___% от не уплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

4.5. Уплата пеней не освобождает Стороны от исполнения своих обязательств по настоящему Договору.

4.6. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего Договора в результате событий чрезвычайного характера, которые Стороны не могли предвидеть или предотвратить.

4.7. При наступлении обстоятельств, указанных в п. 4.6 настоящего Договора, каждая Сторона должна без промедления известить о них в письменном виде другую Сторону.

4.8. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также официальные документы, удостоверяющие наличие этих обстоятельств и, по возможности, дающие оценку их влияния на возможность исполнения Стороной своих обязательств по настоящему Договору.

4.9. В случае наступления обстоятельств, предусмотренных в п. 4.6 настоящего Договора, срок выполнения Стороной обязательств по настоящему Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия.

4.10. Если наступившие обстоятельства, перечисленные в п. 4.6 настоящего Договора, и их последствия продолжают действовать более двух месяцев, Стороны проводят дополнительные переговоры для выявления приемлемых альтернативных способов исполнения настоящего Договора.

  1. Разрешение споров

5.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении условий настоящего Договора, Стороны будут стремиться разрешать путем переговоров.

Претензии направляются __________________ (заказным письмом, курьером, по факсу) в течение ____ (____________) календарных (вариант: рабочих) дней с момента возникновения спорной ситуации.

Сторона, которой была направлена претензия, обязана в течение ____ (____________) календарных (вариант: рабочих) дней с момента ее получения направить ответ.

5.2. Споры, не урегулированные путем переговоров, разрешаются в судебном порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Natalia1962
Постоянная ссылка #

Большое человеческое спасибо))), а то никак договор составить не можем, в плане санкций и претензий. Теперь все сложилось. Спасибо

valentina123
Постоянная ссылка #

На здоровье!innocent

Создайте новый комментарий в теме
Прикрепить файл
?
Получить e-mail уведомление об ответе
Есть вопрос по другой теме? Можете создать Новое обсуждение