Сбой при приеме отчетности: что делать, если «отказной» протокол от ИФНС пришел после истечения сроков сдачи

olkos2002
Постоянная ссылка #
Январский сбой при приеме отчетности в налоговых органах привел к тому, что некоторые налогоплательщики стали получать «запоздалые» отказы в приеме отчетности. «Отказные» протоколы приходят и из-за разных ошибок, допущенных в отчетности. Причем, на основании этих протоколов ИФНС порой блокирует счета и выписывает штрафы. Правомерно ли это? Как разблокировать счет и оспорить штраф? Что писать в возражениях и жалобах? Давайте разбираться.
Итак, чем грозит просрочка.
Налоговый кодекс предоставляет ИФНС право приостановить операции по счетам налогоплательщика, если он «припозднился» с налоговой отчетностью более чем на 10 рабочих дней (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ). Одновременно факт непредставления налоговой декларации в срок образует состав налогового правонарушения, за которое статьей 119 НК РФ предусмотрен штраф. Размер штрафа зависит от периода просрочки и суммы, которую нужно уплатить в бюджет по той декларации, которая своевременно не попала в налоговую. Заплатить придется по 5% за каждый полный и неполный месяц просрочки, но не менее 1000 рублей и не более 30% от суммы налога, указанной в декларации.
Как видим, наказание весьма суровое. Но насколько правомерно в нынешней ситуации со сбоем на стороне ФНС? То есть в случае, когда отчетность была своевременно направлена через интернет, а инспекция получила ее с опозданием и прислала «отказной» протокол уже после истечения срока сдачи декларации?
Когда декларация считается сданной
Порядок подачи налоговой отчетности детально урегулирован Налоговым кодексом. В частности, положения п. 4 ст. 80 НК РФ фиксируют, в какой момент налогоплательщик считается исполнившим свою обязанность по представлению декларации. В случае со сдачей отчета по ТКС (телекоммуникационным каналам связи) этот момент наступает уже на дату отправки. Одновременно эта норма запрещает ИФНС не принимать (отказывать в приеме) декларации, которая составлена по установленной форме (формату).

То есть в случае, когда декларация составлена по правильной форме (формату) и направлена в инспекцию по ТКС, то она считается поданной в день отправки, невзирая ни на какие ошибки, допущенные при ее заполнении. Это если строго следовать только Налоговому кодексу. Однако на практике этот вопрос трактуется чуть шире.

В частности, суды ориентируются на правила, содержащиеся в п. 28 Административного регламента по приему налоговых деклараций (утв. Приказом Минфина России от 02.07.12 № 99н). Там определен исчерпывающий перечень оснований, когда ИФНС все же может отказать в приеме декларации (постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.04.2018 № Ф05-4547/2018 по делу № А41-73835/2017). Случаи эти таковы:
1. Отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, принимающему декларацию, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;
2. Отсутствие документов, подтверждающих полномочия физического лица-уполномоченного представителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, принимающему декларацию, такие документы;
3. Представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);
4. Отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя — физического лица) организации-заявителя (физического лица — заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;
5. Отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя — физического лица) организации-заявителя (физического лица — заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя — физического лица) организации-заявителя (физического лица — заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;
6. Представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Как видим, Регламент относит к «отказным» те случаи, когда невозможно установить волю налогоплательщика на подписание или представление декларации. Особняком стоит случай представления декларации не в тот налоговый орган, в который это положено делать согласно НК РФ. Однако рассматриваемый нами случай ни под один из данных пунктов не подпадает. А ведь перечень оснований для отказа носит исчерпывающий характер.

Поэтому никакие другие ошибки, которые выявлены инспекцией при приемке декларации, в т.ч. форматно-логические, включая невыполнение контрольных соотношений, не являются основанием для отказа в приеме декларации и применения репрессивных мер в виде блокировки счета или наложения штрафа (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.07.2018 № Ф04-2705/2018 по делу № А67-8529/2017).

Резюмируя вышеизложенное, получаем, что штраф и блокировка счета в рассматриваемой ситуации могут быть законными только в трех ситуациях:
1. Декларация представлена не по форме (формату).
2. Декларация представлена не в тот налоговый орган.
3. Декларация не подписана, или подписана неправильной электронной подписью.
Во всех остальных случаях блокировка счета и штраф незаконны. А значит, соответствующие решения можно (и нужно) обжаловать.
Как обжаловать штраф и/или блокировку счета
Правила обжалования различаются в зависимости от того, какую именно санкцию применила ИФНС. Так, если речь идет о блокировке счета, то обжаловать надо соответствующее решение. Адресатом жалобы является вышестоящий налоговый орган (управление ФНС по субъекту РФ), но саму жалобу надо сдать в ту ИФНС, которая заблокировала счет (п. 1 ст. 139 НК РФ).

При этом законодатель дает ИФНС три дня, чтобы самостоятельно разобраться в ситуации и отменить незаконную блокировку (п. 1.1 ст. 139 НК РФ). В этом случае жалоба передается в УФНС с приложением документов, подтверждающих отмену блокировки счета, и УФНС оставляет такую жалобу без рассмотрения (п. 1.1 ст. 139 и пп. 5 п. 1 ст. 139.3 НК РФ).

Ну а если инспекция решит, что блокировка законна, жалоба попадет в УФНС в «первозданном» виде и будет рассмотрена по существу в течение 15 рабочих дней (п. 6 ст. 140 НК РФ). Если же жалоба в УФНС не возымела действия, то в поисках правды придется обращаться в суд (ст. 137 и 138 НК РФ).
Иная процедура действует, если инспекция решила оштрафовать организацию. В этом случае компания получит от налоговиков «Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях» (форма по КНД 1160100, прил. № 44 к приказу ФНС России от 07.11.18 г. № ММВ-7-2/628@).

На данный акт налогоплательщик вправе представить письменные возражения. На это отводится месяц со дня вручения акта (п. 5 ст. 101.4 НК РФ). В возражениях нужно изложить факты, свидетельствующие о своевременном предоставлении отчетности, указать на незаконность отказа в ее приеме и, как следствие, на незаконность привлечения к ответственности. Возражения подписываются руководителем или представителем по доверенности и направляются в ИФНС (примерный текст возражений см. ниже).

После этого руководитель или замруководителя инспекции должен назначить день рассмотрения материалов и заблаговременно пригласить на него налогоплательщика (п. 7 ст. 101.4 НК РФ). В назначенный день материалы дела, включая акт и возражения на него, рассматриваются, и по итогам выносится решение о привлечении к ответственности или об отказе в таковом (п. 8 ст. 101.4 НК РФ).

Если решение ИФНС налогоплательщика не устраивает, он может подать на него апелляционную жалобу. Сделать это надо в течение срока на обжалование, указанного в решении (п. 2 ст. 139.1, п. 9 ст. 101.4 НК РФ). Жалоба адресуется в вышестоящий налоговый орган (УФНС), но подается через инспекцию, принявшую решение (п. 1 ст. 139.1 НК РФ). Если результат рассмотрения жалобы налогоплательщика не устроит, решение можно обжаловать дальше, в ФНС России или в суде.
Создайте новый комментарий в теме
Прикрепить файл
?
Получить e-mail уведомление об ответе
Есть вопрос по другой теме? Можете создать Новое обсуждение