Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Закон о профстандартах с 2016 года - последние изменения

Закон о профстандартах с 2016 года меняет часть положений ТК РФ и закона об образовании, относящихся к этим стандартам. Рассмотрим, что нового в применение профстандартов несут эти изменения.

 

 

Роль профстандарта в определении квалификации работника

Профессиональный стандарт — документ, содержащий перечень требований к уровню необходимой подготовки соответствующего специалиста. Он содержит не только описание трудовых функций, выполняемых на определенной должности, но и перечисляет те знания и умения, которыми занимающий эту должность специалист должен владеть.

Знание профстандартов необходимо:

  • работодателям, которые в соответствии с ними разрабатывают должностные инструкции, организуют необходимую подготовку и аттестацию работников, устанавливают систему оплаты труда;
  • учебным заведениям, готовящим специалистов, отвечающих требованиям, заявляемым работодателями;
  • работникам, желающим овладеть какой-либо специальностью или повысить свою квалификацию.

О том, какую роль профстандарт сыграет при разработке должностной инструкции, читайте в материале «Должностная инструкция главного бухгалтера - образец 2015».

Профстандарты призваны заменить требования к квалификации, содержащиеся в применяемых в РФ со времен СССР (постановление Минтруда РФ от 12.05.1992 № 15а) документах:

  • единых тарифно-квалификационных справочниках работ и профессий рабочих;
  • едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

Переход этот должен быть постепенным, осуществляемым по мере подготовки профстандартов и прохождения ими экспертизы. В настоящее время такая работа идет в соответствии с планом мероприятий, утвержденным на период 2014–2016 годов распоряжением Правительства РФ от 31.03.2014 № 487-р.

В российском трудовом законодательстве на сегодняшний день поэтапно сделаны следующие шаги в этом направлении:

  • введено понятие профстандарта (ст. 195.1 ТК РФ);
  • названы органы, ответственные за определение порядка разработки и утверждения стандартов (ст. 195.2 ТК РФ);
  • установлены главные принципы применения профстандартов (ст. 195.3 ТК РФ);
  • закреплена зависимость федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (ФГОС) от профстандартов (п. 7 ст. 11 закона РФ «Об образовании…» от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Федеральный закон о профстандартах № 236-ФЗ

В ТК РФ отсылки к профстандарту впервые появились с введением в него ст. 195.1 (п. 4 ст. 1 закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс…» от 03.12.2012 № 236-ФЗ), текст которой содержал:

  • определение профстандарта как характеристики квалификации (сочетания знаний, умений, профессиональных навыков и опыта), обязательных для работника, осуществляющего определенную трудовую деятельность;
  • указание на необходимость увязки наименований должностей, в отношении которых будут созданы профстандарты, с наименованиями аналогичных должностей, содержащимися в квалификационных справочниках;
  • перечень органов, ответственных за определение порядка разработки, утверждения и применения профстандартов: Правительство РФ, обязанное учесть мнение трехсторонней комиссии (состоит из представителей Правительства РФ, профсоюзов,  работодателей) по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с возложенным на него поручением Правительство РФ в начале 2013 года утвердило правила разработки, утверждения и применения профстандартов (постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23), получившие новую редакцию (от 13.05.2016) в связи с внесением изменений в ТК РФ, вступающих в силу с 01.07.2016.

Введение в применение современных профстандартов подразумевает как актуализацию в соответствии с новыми требованиями существовавших ранее документов такого содержания, так и разработку новых стандартов для новых профессий.

О профстандарте, разработанном для бухгалтеров, читайте в статье «Профстандарт для бухгалтера с 2016 года (нюансы)».

Значение законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ для разработки профстандартов

Законы РФ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг…» определяют правила организации закупок для госнужд. В отношении работников контрактных служб и контрактных управляющих, выступающих от имени заказчика, законодательство содержит требование о наличии высшего или дополнительного профессионального образования в сфере закупок (п. 6 ст. 38 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Вместе с тем до 2015 года обучение в вузах по такой специальности не проводилось и, соответственно, код ее в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 № 276-ст, отсутствовал.

В ответ на запрос о присвоении такого кода Минэкономразвития России (письмо от 26.03.2015 № Д28и-877) разъяснило, что:

  • согласно п. 3 существующего порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденному приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1059, добавление в перечень новой специальности будет возможным только после того, как Минобрнауки России утвердит соответствующий ФГОС;
  • принятие ФГОС, в свою очередь, требует учета в нем положений соответствующих профессиональных стандартов (п. 21 правил разработки и утверждения ФГОС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 661).

Таким образом, Минэкономразвития России не только дополнительно подтвердило необходимость учета положений существующих профстандартов при разработке стандартов образования, но и указало на невозможность добавления без их участия новой специальности в перечень тех специальностей, по которым возможно обучение.

На сегодняшний день профстандарты для специалистов сферы закупок утверждены приказами Минтруда:

  • от 10.09.2015 № 626н — стандарт «Эксперт в сфере закупок»;
  • от 10.09.2015 № 625н — стандарт «Специалист в сфере закупок».

А Минобрнауки России письмом от 18.04.2016 № 03-348 напомнило о том, что:

  • применение профстандартов с 01.07.2016 обязательно для работодателей в отношении работников, требования к квалификации которых утверждены законодательно;
  • во исполнение требований п. 6 ст. 38 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ действующим специалистам сферы закупок для госнужд, не имеющим необходимой квалификации, необходимо пройти профессиональную переподготовку.

О том, есть ли соответствие между профстандартом «Бухгалтер» и ФГОС для бухгалтера, читайте в материале «Соответствие требований ФГОС по бухгалтерскому учету».

Изменения, внесенные законом о профессиональных стандартах № 122-ФЗ

С 01.07.2016 положения ТК РФ и закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ, относящиеся к профстандартам, действуют в новой редакции, что обусловлено вступлением с этой даты в силу закона РФ «О внесении изменений…» от 02.05.2015 № 122-ФЗ.

В ТК РФ закон 122-ФЗ о профстандартах внес такие изменения:

  • редакционные правки в ст. 195.1, приведшие:
    • к уточнению определения «профстандарт»: он теперь имеет значение не только для ведения определенной деятельности, но и для выполнения определенной функции;
    • к выносу части ее текста в отдельную ст. 195.2, определяющую орган, ответственный за установление порядка разработки и утверждения профстандартов (Правительство РФ с учетом мнения трехсторонней комиссии), с исключением из круга утверждаемых им порядков порядка применения стандартов:
    • появление ст. 195.3, содержащей основные принципы применения профстандартов: использовать их нужно обязательно, если содержащиеся в них требования к квалификации установлены нормативными актами РФ, и можно всего лишь взять за основу квалификационных характеристик, если в законодательстве РФ таких требований к квалификации нет. 

В законе РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ изменено следующее:

  • углублен текст п. 7 ст. 11 в части использования профстандартов при разработке ФГОС: их применение увязано с будущей профессиональной компетенцией получающих образование лиц и сделано обязательным в зависимости от наличия соответствующих профстандартов;
  • в тексте п. 8 ст. 73 к факту наличия профстандарта стала привязываться разработка конкретной программы обучения.

Кроме того, закон РФ от 02.05.2015 № 122-ФЗ о профстандартах (ст. 4) установил:

  • возможность особого применения этих стандартов для:
    • государственных внебюджетных фондов;
    • государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий;
    • госкорпораций и госкомпаний;
    • организаций с долей госучастия в них, составляющей более 50%;
    • обязанность приведения к соответствию требованиям п. 7 ст. 11 закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (т. е. увязки с существующими профстандартами) всех ФГОС, утвержденных до 01.07.2016, в течение года с наступления этой даты.

В отношении особого применения профстандартов Правительством РФ принято постановление от 27.06.2016 № 584, сделавшее для вышеперечисленных организаций профстандарты обязательными с 01.07.2016 с оговорками в части поэтапного их введения в срок до 01.01.2020, обусловленного необходимостью:

  • создания отсутствующих стандартов и доработки существующих;
  • проведения дополнительного обучения работников;
  • приведения в соответствие с положениями профстандартов внутренних нормативных актов, связанных с оценкой квалификации работников.

О том, как с учетом применения профстандарта составить должностную инструкцию бухгалтера, читайте в статье «Должностная инструкция бухгалтера бюджетного учреждения - образец 2015».

Особенности применения профстандартов с 01.07.2016

Изменения в законодательстве в части профстандартов, вступившие в силу с 01.07.2016, сделали обязательным их применение в отношении:

  • тех положений, которые соответствуют установленным в нормативных актах РФ. В частности, это приобретает значение для профессий и специальностей, при которых законодательно устанавливаются какие-либо льготы или ограничения (письмо Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253);
  • государственных организаций и юрлиц с доминирующей долей участия государства в них (постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584).

Обязательность использования профстандарта проявится:

  • при приеме на работу новых сотрудников;
  • при контроле соответствия его требованиям уже имеющихся работников, которые могут быть либо дополнительно обучены, либо по результатам аттестации признаны несоответствующими занимаемой должности.

Если обязанность применения профстандарта отсутствует, то им можно руководствоваться как базой для создания собственных квалификационных требований (должностной инструкции) для работника соответствующей должности (информация Минтруда от 10.02.2016). Это, например, относится к профстандарту «Бухгалтер».

Итоги

Вступивший в силу с 2016 года закон о профессиональных стандартах внес изменения в положения ТК РФ, сделав обязательным использование этих стандартов только в части тех их положений, которые подкреплены нормативными актами. Особый порядок применения профстандартов установлен Правительством РФ для государственных организаций. 

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить