Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

В какой форме осуществляется социальное партнерство?

Социальное партнерство осуществляется в форме, выбранной его участниками и удобной для конкретной цели. Рассмотрим, какой может быть эта форма.

 

 

Организационные особенности социального партнерства

Социальное партнерство, предусмотренное разделом II ТК РФ, направлено на урегулирование вопросов, связанных с трудовыми отношениями и возникающих между работниками и работодателями (ст. 23 ТК РФ).

Работники и работодатели — это 2 основные стороны партнерства; их представители образуют комиссию для решения поставленных задач. Обе стороны партнерства допустимо формировать из представителей групп работников или работодателей.

Третьим участником в этом взаимодействии могут выступать органы государственной власти (местного самоуправления). Однако обязательным их привлечение становится только в некоторых случаях, когда обсуждаемые вопросы:

  • затрагивают государственные интересы и могут повлечь за собой принятие законодательных актов;
  • связаны с финансированием, осуществляемым за счет бюджетных средств;
  • касаются государства как работодателя, и в этом случае оно может быть как второй, так и третьей стороной соцпартнерства.

О роли государства в разработке системы оплаты труда для ГУП и МУП читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Уровни и виды взаимодействия при соцпартнерстве

Необходимость возникновения соцпартнерства может быть связана с различными уровнями, на которых происходит урегулирование интересов сторон (ст. 26 ТК РФ):

  • федеральным — на уровне всей страны;
  • межрегиональным — касающимся нескольких регионов РФ;
  • региональным — относящимся к одному из регионов;
  • отраслевым — связанным с определенной отраслью или отраслями;
  • территориальным — касающимся определенного муниципального образования;
  • локальным — имеющим отношение к конкретному работодателю.

Для каждого из них формируются отвечающие этому уровню комиссии, образуемые из соответствующих представителей работников и работодателей. Чем выше уровень, тем более широкий круг участников представлен в составе каждой из сторон.

Виды (формы) взаимодействия сторон соцпартнерства определены в ст. 27 ТК РФ как:

  • переговоры по подготовке и заключению коллективных документов (договоров, соглашений);
  • консультации по вопросам, связанным с трудовыми отношениями;
  • привлечение работников к управлению организацией;
  • участие в трудовых спорах.

Фактически все они сводятся к следующим действиям:

  • проведение переговоров, консультаций, обмен данными;
  • принятие решений и разработка текстов документов по ним;
  • создание особых рабочих органов — комиссий, комитетов.

Однако эти действия не являются ни исчерпывающими, ни обязательными к применению. Стороны сами вправе выбрать тот их вид, который будет наиболее эффективным в решении поставленной задачи.

О том, надо ли менять коллективный договор при смене собственника юрлица, читайте в материале «Ст. 75 ТК РФ: вопросы и ответы».

Формы партнерства, которые являются определяющими

Наиболее часто социальное партнерство осуществляется в форме переговоров. Результатам их может стать:

  • выработка предложения, решение по которому будет принято иным органом (например, Правительством РФ);
  • принятие решения с оформлением его соответствующим документом, исполнение которого станет обязательным для сторон, участвовавших в разработке.

К решению, в разработке и принятии которого принимала участие группа работодателей, могут присоединиться согласные с ним другие работодатели, не участвовавшие в этих процедурах.

Итоги

Социальное партнерство отличается разнообразием видов взаимодействия, право выбора которых остается за сторонами. Наиболее часто используется такая форма, как переговоры.

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить