Ст. 391 ТК РФ: вопросы и ответы

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Ст. 391 ТК РФ: официальный текст

Статья 391 ТК РФ

Скачать ст. 391 ТК РФ

Ст. 391 ТК РФ: вопросы и ответы

Ст. 391 ТК РФ описывает случаи, когда конфликт интересов фирмы и работника может быть разрешен через суд. При этом, поскольку кроме суда существуют и иные инстанции по урегулированию споров компании с сотрудниками, специалистам следует знать, в каких случаях куда обращаться. Самой компании также важно представлять, с какими претензиями к сотруднику она может обратиться в суд и что при этом следует не забыть.

 

Статья 391 Трудового кодекса РФ с комментариями 2015

Комиссия по трудовым спорам или суд: когда и куда обращаться?

В какие суды следует обращаться за защитой трудовых прав?

Кто может выступать в суде от имени компании?

Как профсоюз может защитить интересы специалистов в суде?

Что, если за защитой в суд обращается несовершеннолетний работник?

Какие еще, кроме указанных в ст. 391 ТК РФ, споры фирмы с работником может рассмотреть суд?

Может ли специалист обжаловать в суде отказ в приеме на работу?

 

Статья 391 Трудового кодекса РФ с комментариями 2015

В ст. 391 ТК РФ приведены субъекты, которые могут обратиться в суд или в комиссию по трудовым спорам (далее — КТС) при возникновении индивидуального спора с компанией-работодателем. В частности, к ним относятся:

  • непосредственно сами специалисты;
  • представители фирмы;
  • профсоюзы;
  • прокурор.

Рассматриваемая статья конкретизирует также перечень жалоб, с которыми необходимо обращаться только в суд, а не в КТС. Так, к примеру, специалист при возникновении индивидуального спора с работодателем может пойти в суд со следующими заявлениями:

  • с требованием восстановить его на своем прежнем месте труда;
  • с просьбой изменить дату и формулировку записи о прекращении трудовых отношений;
  • о переводе на какое-либо иное место труда;
  • о том, чтобы фирма оплатила период, который специалист вынужден был не по своей воле отсутствовать на рабочем месте;
  • с требованием в адрес фирмы компенсировать ему разницу в заработке, если в течение некоторого времени он выполнял менее оплачиваемую работу, чем обычно, а организация оплатила этот период не по его часовой ставке, а по ставке, соответствующей выполняемой работе;
  • с тем, чтобы привлечь компанию к ответственности, если она нарушила законодательство об охране персональных данных сотрудников.

Представители организации, в свою очередь, могут обратиться сразу в суд, согласно ст. 391 ТК РФ, если из-за каких-либо действий сотрудника фирме был нанесен ущерб.

Помимо изложенного, ст. 391 ТК РФ разрешает обратиться только в суд (а не в КТС) по поводу незаконного, по мнению заявителя, отказа в приеме на работу, по поводу проявления дискриминации в отношении того или иного лица в компании, а также по поводу возникновения спора между сотрудниками религиозных объединений и специалистами, трудящимися по трудовому договору у физлиц, не относящихся к ИП.

Комиссия по трудовым спорам или суд: когда и куда обращаться?

В силу норм ТК РФ существуют два основных института, призванных разрешать конфликты компании со своими специалистами:

  • КТС;
  • судебные инстанции.

При этом обязательного досудебного урегулирования возникающих спорных моментов ТК РФ не предусматривает. Это значит, что специалист, который имеет определенные претензии к действиям своего работодателя, нарушающим его трудовые права, может обратиться в любую из указанных инстанций: в КТС или в суд.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Если имели место обстоятельства, перечисленные выше, то за защитой своих интересов следует идти сразу в суд.

Если специалист решил обратиться сначала в КТС, которая вынесла решение, не устроившее работника, то он имеет право в течение 10 дней после получения решения обратиться в суд за обжалованием.

ВАЖНО! Если специалист подал заявление в КТС, а та за 10 дней, прошедших после подачи заявления, так и не вынесла своего вердикта, работнику следует напрямую переправить свое требование о защите интересов из КТС в суд (п. 2 постановления пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2).

Кроме того, не только работник может обжаловать решение КТС. Аналогичным правом ст. 391 ТК РФ наделяет представителей самой фирмы, а также профсоюзы. При этом основанием для обжалования будет выступать сам факт несогласия заявителя (фирмы, работника, профсоюза) с решением КТС.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! Также обжаловать вердикт КТС имеет право и прокурор, но только если он посчитает, что такой вердикт противоречит существующим нормам права.

В какие суды следует обращаться за защитой трудовых прав?

Итак, специалист обладает правом, не обращаясь в КТС, сразу пойти защищать свои права в суде. Поэтому ему следует знать, в какой именно суд следует обращаться.

По данному вопросу в ТК РФ прямого ответа не содержится.

Вместе с тем пленум ВС РФ в постановлении от 17.03.2004 № 2 прописал, что в силу в том числе ст. 391 ТК РФ все заявления о допущенных нарушениях в ходе трудовых правоотношений должны быть рассмотрены судами общей юрисдикции.

С 2008 года мировые судьи более не рассматривают споры, связанные с нарушениями трудовых отношений фирмы и работника, поэтому к мировым судьям обращаться за защитой своих трудовых прав не следует.

В то же время судебная практика исходит из того, что все личные претензии фирмы или работника друг к другу по поводу нарушения трудовых правоотношений должны быть разрешены в районных судах, выступающих в роли первых инстанций (определения Мосгорсуда от 06.12.2012 по делу № 11-29706, от 24.02.2012 по делу № 33-6090).

Поэтому при возникновении личного трудового спора обращаться следует в районные суды, соответствующие месту нахождения ответчика (компании или специалиста). Возможен также вариант подачи иска в районный суд по месту нахождения филиала фирмы, являющейся ответчиком по трудовому спору, либо, если специалист фактически трудится за пределами фирмы, иск можно подать в районный суд по месту фактического исполнения специалистом трудовых обязанностей (но только если указанное место закреплено в трудовом договоре).

Кто может выступать в суде от имени компании?

Для компании в любом случае важно понимать, как надлежащим образом защищать свои интересы в суде. Прежде всего фирма должна решить, кто будет выступать в суде.

По общему правилу, интересы организации представляет руководитель. Именно он имеет право без дополнительных доверенностей осуществлять какие-либо действия от имени фирмы. Однако в подавляющем большинстве случаев у номинального руководителя просто не будет хватать на это времени.

В таком случае руководитель предприятия посредством доверенности должен назначить лицо, которое будет выступать в суде от имени фирмы. Таким представителем может быть любой юрист компании либо иной специалист. Право выбора в данном вопросе остается за руководителем.

Общие требования к составлению доверенности приведены в ст. 185–189 ГК РФ.

Как профсоюз может защитить интересы специалистов в суде?

Профсоюз обладает полномочиями обратиться за защитой интересов работников в суд либо сначала в КТС (ст. 23 закона «О профсоюзах» от 12.01.1996 № 10-ФЗ). При этом неважно, обратился ли сам специалист в профсоюз с просьбой выступить в его защиту или нет. Для возникновения повода обратиться в суд или КТС в силу закона № 10-ФЗ достаточно:

  • заявления другого члена профсоюза;
  • собственной инициативы профсоюза, который считает, что права специалиста на предприятии ущемляются.

Если же специалист не является членом профсоюза, ему будет интересна статья «Права работников, не являющихся членами профсоюза».

Что, если за защитой в суд обращается несовершеннолетний работник?

Если случится так, что фирма нарушит права несовершеннолетнего сотрудника, что приведет к возникновению индивидуального спора, то такому специалисту, прежде чем идти в суд, важно понимать, кто именно в силу ТК РФ должен будет представлять его интересы в суде.

Ответ на этот вопрос зависит от возраста конкретного работника.

Так, ст. 37 ГПК РФ говорит, что если специалисту меньше 14 лет, то в суде самостоятельно он выступать не может. В таком случае в суд следует обратиться его законным представителям (это родители, в том числе приемные, опекуны и др.).

Если же работнику больше 14 лет, но совершеннолетия он еще не достиг, то ст. 37 ГПК РФ позволяет такому сотруднику самому лично отстаивать в суде свои интересы. Но даже в этом случае не следует забывать, что у суда остается право привлечь к рассмотрению дела законных представителей специалистов, чей возраст не достиг 18 лет.

Кроме того, для несовершеннолетних специалистов установлен ряд послаблений в режиме работы. Об этом подробнее в статье «Какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников?».

Какие еще, кроме указанных в ст. 391 ТК РФ, споры фирмы с работником может рассмотреть суд?

Помимо ст. 391 ТК РФ, некоторые другие нормы закрепляют и иные категории возможных индивидуальных споров сотрудника с фирмой, к числу которых относятся:

  • возмещение морального и материального вреда (ст. 237 ТК РФ), в том числе причиненного дискриминационными действиями представителей компании (ст. 3 ТК РФ);
  • требование о переквалификации отношений по гражданско-правовому договору в трудовые (ст. 19.1 ТК РФ);
  • требование об изменении срока заключенного трудового договора с фиксированного на неопределенный (ст. 58 ТК РФ);
  • требование о взыскании вреда, нанесенного компанией имуществу специалиста (ст. 235 ТК РФ).

Аналогично и в ситуации со спорами, где сотрудник выступает ответчиком: некоторые категории споров устанавливаются, помимо ст. 391 ТК РФ, и иными положениями, к примеру в ст. 137 ТК РФ затрагивается спор о взыскании со специалиста суммы излишне перечисленной зарплаты.

Подробнее о материальной ответственности фирмы и сотрудника см. в статье «Материальная ответственность сторон трудового договора».

Может ли специалист обжаловать в суде отказ в приеме на работу?

Актуальная на практике ситуация: специалисту отказали в приеме на работу, хотя он сам считает, что соответствовал всем базовым требованиям компании. Как следует оспорить такой отказ в суде?

В первую очередь специалисту следует иметь в виду, что ВС РФ официально еще более 10 лет назад подтверждал: компания вправе по своему усмотрению решать, с кем из кандидатов заключать трудовые договоры. При этом фирма должна руководствоваться деловыми качествами и компетенциями кандидатов (п. 10 постановления пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2). Одновременно с этим не допускается отказывать в приеме на работу по каким-либо дискриминационным мотивам (к примеру, беременным женщинам, чтобы впоследствии не платить им декрет, и т. д.).

При этом, как следует из ст. 64 ТК РФ, если кандидат письменно попросил компанию объяснить причину отказа, то фирме следует не позже чем через 7 дней направить кандидату письменный ответ, мотивирующий отказ в приеме специалиста в штат. Причем фирме важно соблюсти указанное требование, ведь, если она этого не сделает, факт непредставления мотивированного отказа может служить дополнительным доказательством для специалиста того, что фирма отказала ему по дискриминационным причинам.

Таким образом, специалисту, решившему обжаловать отказ компании взять его на работу, важно иметь веские доказательства, что отказ носил дискриминационный характер. Ведь в противном случае фирма сможет сослаться на недостаток компетенции у кандидата, в связи с чем отказ будет признан судом правомерным.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения