Что является основными принципами социального партнерства?

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Основные принципы социального партнерства то, на чем строятся отношения сторон-партнеров. Подробнее об этом читайте в статье.

 

Основные принципы социального партнерства по ТК РФ

Принципы, качественно характеризующие участников

Принципы, связанные с организацией работы партнеров

Принципы, значимые для выполнения принятых решений

Итоги

 

Основные принципы социального партнерства по ТК РФ

Стороны социального партнерства в зависимости от уровня, на котором оно имеет место, представляют:

  • коллектив или коллективы работников;
  • работодатель или группа работодателей;
  • государственные органы, которые в этом процессе задействованы не всегда, но в ряде случаев их участие является необходимым.

Об участии государства в работе 3-сторонней комиссии при разработке системы оплаты труда для ГУП и МУП читайте в материале «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Эти стороны образуют из лиц, представляющих их, рабочий орган (комиссию), который осуществляет разработку и принятие итогового документа по обсуждаемым в процессе работы вопросам. Исполнение выработанных и утвержденных решений становится обязательным для участников партнерства.

Взаимодействие сторон в соцпартнерстве осуществляется по особым правилам. Устанавливая эти правила, ст. 24 ТК РФ определяет, что основными принципами социального партнерства являются перечисленные в ней 12 показателей, в равной степени относящиеся ко всем участникам. Условно их можно разделить на 3 группы:

  • качественно характеризующие участников партнерства: равноправие, взаимное уважение, заинтересованность;
  • связанные с организацией текущей работы партнеров: полномочность представителей, свобода в выборе тем для обсуждения, законопослушность, реальность обязательств и добровольность их принятия на себя, содействие со стороны государства;
  • значимые для выполнения принятых совместных решений: обязательность их для исполнения, организация контроля за выполнением, ответственность за неисполнение.

Уже из самого названия процесса взаимодействия, предполагающего партнерские (т. е. основанные на равенстве прав) отношения, становится очевидным, что основным принципом социального партнерства является принцип равноправия его участников.

Принципы, качественно характеризующие участников

В группу принципов, качественно характеризующих стороны партнерства, следует отнести те, которые отражают их намерения в проведении совместной работы и готовность к ней. Сюда войдут:

  • наличие равных прав, часть из которых закреплена законодательно (например, возможность инициирования совместных переговоров, равная доля влияния на результат рассмотрения вопроса);
  • взаимное уважение и учет интересов другой стороны, главной целью которых является необходимость слышать и понимать пожелания друг друга при обсуждении, без чего не могут состояться продуктивные переговоры имеющих противоположные цели участников;
  • заинтересованность в результатах переговоров, что в большей мере относится к работодателю, на которого обязательства ложатся в существенно большей доле, чем на работников.

Принципы, связанные с организацией работы партнеров

В процессе взаимодействия сторон значимость приобретают такие принципы, как:

  • наличие законодательно обоснованных и документально подтвержденных полномочий у лиц, представляющих стороны;

Об одном из вариантов процедуры формирования органа, имеющего право представлять интересы коллектива работников во взаимоотношениях с работодателем, читайте в материале «Ст. 21 ТК РФ: вопросы и ответы».

  • свободный выбор тем вопросов для обсуждения, исключающий какое-либо давление со стороны других участников, органов государственной власти или управляющих структур работодателя;
  • строгое соблюдение норм трудового законодательства в процессе формирования и принятия решений, в частности недопущение ухудшения положения работников в сравнении с определенным правилами ТК РФ;
  • наличие доброй воли при принятии стороной на себя каких-либо обязательств, что также исключает возможность любого давления со стороны и предполагает решение спорных вопросов в результате их обсуждения;
  • реальность выполнения тех обязательств, которые берут на себя стороны, что обязывает работодателя, к которому этот принцип относится в большей степени, чем к работнику, взвешенно подходить к оценке своих возможностей и основывать их на достоверных данных;
  • участие государства в развитии и укреплении социального партнерства путем законодательного регулирования процедур этого взаимодействия, установления гарантий для представителей работников и ответственности для участников, не исполняющих принятые на себя обязательства.

Принципы, значимые для выполнения принятых решений

Эти принципы вступают в силу по итогам совместной работы в отношении решений, оформленных соответствующим документом (коллективным договором или коллективным соглашением):

  • обязательность исполнения обязательств, сформулированных в утвержденных документах, что придает им законодательную силу (ст. 40, 45 ТК РФ);
  • организация контроля за процессом исполнения с предоставлением сторонами друг другу информации, необходимой для осуществления такого контроля;
  • существование ответственности за неисполнение, что в действующем законодательстве предусмотрено ст. 54, 55 ТК РФ, ст. 5.28-5.31 КоАП РФ и относится главным образом к работодателю.

Итоги

Принципы взаимодействия при социальном партнерстве характеризуют те правила, которые должны выполняться сторонами партнерства для обеспечения их продуктивного взаимодействия в работе над поставленными задачами. Главным из них является принцип, устанавливающий в этом процессе равные права для сторон-участников.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения