Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Изменения в валютном законодательстве в 2023 - 2024 годах

Изменения в валютном законодательстве могут касаться многих аспектов валютных операций, осуществляемых российскими гражданами и организациями. Рассказываем об основных изменениях, актуальных для 2023 года (и о тех, которые могут вступить в силу в ближайшее время).

Какие недавние изменения в валютном законодательстве вступили в силу

К числу ключевых изменений, которые нужно учитывать в 2023 году (и в ближайшие годы), можно отнести:

1. Нововведения, установленные законом от 30.12.2020 № 499-ФЗ. После вступления его в силу (с 01.07.2021) в ст. 12 закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ появилась норма, по которой резиденту стало можно не предоставлять в ФНС отчет о переводе денежных средств без открытия счета (с использованием ЭПС, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг) при условии, что общая сумма денежных средств, зачисленных на соответствующую ЭПС, за отчетный год не превысила 600 тыс. руб. (или эквивалентную ей в иностранной валюте).

2. Нововведения, введенные законами от 11.06.2021 № 200-ФЗ (вступил в силу с 01.10.2021), а также от 13.07.2022 № 235-ФЗ (в основной части вступил в силу с 24.07.2022).

В положения ст. 3.5 и 15.25 КоАП РФ внесены новые нормы о штрафах за несдачу резидентами в установленном порядке отчетов о переводах денежных средств с помощью иностранных ЭПС. В действующей редакции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (в соответствии с законом № 235-ФЗ) присутствует норма, по которой осуществление незаконных валютных операций влечет наложение административного штрафа на ИП, юрлиц в размере 20–40% от суммы незаконной операции, для должностных лиц — в том же размере, но не более 30 тыс. руб.

Узнайте больше об основаниях для привлечения участников валютных операций к ответственности за совершенные нарушения.

Также законом № 235-ФЗ в положения ст. 15.25 КоАП РФ были введены смягчающие поправки по многим видам штрафов. В частности, отменены штрафы за валютные нарушения резидентов, включенных в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности по ч. 4.2 и 5.3 ст. 15.25 КоАП РФ.

Действующими положениями ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ (в редакции закона № 235-ФЗ) для ИП и юрлиц предусмотрен штраф за неосуществление репатриации выручки в валюте РФ в размере 3–5% от суммы, не зачисленной на банковские счета в установленный срок (кроме контрактов по экспорту леса, пиломатериалов — по ним штраф может доходить до 10%).

В свою очередь, действующими положениями ч. 4.3 ст. 15.25 КоАП РФ установлен штраф для должностных лиц в размере 3–5% от суммы денежных средств, что причитаются резиденту от нерезидента (но не более 30 тыс. руб.).

ВАЖНО! Действующая редакция ч. 10 ст. 15.25 КоАП РФ (в соответствии с законом от 19.12.2022 № 518-ФЗ) предписывает не применять административную ответственность за нарушения, установленные ч. 1, 4, 4.1, 4.3, 5 и 5.2 ст. 15.25 Кодекса, к резиденту, если нарушение требований валютного законодательства обусловлено введением против него международных санкций.

Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали о том, как организации заполнить уведомление об открытии (закрытии) счета в иностранном банке. Получите пробный доступ к материалу бесплатно.

Большое количество изменений в валютном законодательстве вступило в силу с 28.02.2021 — они обусловлены принятием закона от 17.02.2021 № 9-ФЗ. В соответствии с ним:

  1. В положениях ч. 4.4 ст. 19 закона № 173-ФЗ была закреплена норма, по которой экспортер-резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки при обеспечении получения данным резидентом страховой выплаты в иностранной валюте или в рублях от страховых фирм-нерезидентов, не включенных в перечень по абз. 2 ч.  4.4 ст. 19 закона № 173-ФЗ.

Указанная обязанность в данном случае признается исполненной, если определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) составляет не менее 70%.

ВАЖНО! Указом президента России от 08.08.2022 № 529 российским юрлицам и ИП разрешено не выполнять требования, установленные ч. 1 и 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ. То есть, на сегодняшний день репатриация выручки (пока данным законом и иными нормативами не будет установлено иного) фактически отменена.

В установленном законом порядке субъекты валютных операций передают сведения в банки. Подробнее об этом читайте в экспертной публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.

  1. Положения ст. 19 закона № 173-ФЗ были дополнены новой ч. 4.8, по которой экспортер-резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки в случае обеспечения им приема денежных средств в качестве платежа по банковской гарантии, выданной нерезиденту в пользу резидента в целях обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных внешнеторговым контрактом.
  2. Был дополнен перечень документов (приведенный в пп. 9 и 19 ч. 4 ст. 23 закона № 173-ФЗ), которые могут быть запрошены у резидентов субъектами валютного контроля.

Контролирующие органы могут осуществлять в установленном порядке взаимодействие как с физлицами, так и с организациями.

Отдельно стоит отметить нововведение по закону от 28.06.2021 № 223-ФЗ (вступил в силу с 01.07.2021), в соответствии с которым закон № 173-ФЗ более не требует обязательной репатриации иностранной валюты предприятиями, осуществляющими экспорт несырьевых неэнергетических товаров.

Другое важное нововведение — появление в ст. 9 закона № 173-ФЗ нормы, позволяющей проводить без ограничений валютные операций между резидентами при импортном факторинге (закон от 05.12.2022 № 511-ФЗ).

ВАЖНО! С 01.01.2024 в законе № 173-ФЗ появятся новые нормы, введенные законом от 14.07.2022 № 353-ФЗ. Подробнее — здесь.

  1. Новые правила, определенные постановлением Правительства России от 26.12.2022 № 2433.

Данный норматив разрешил получать валютную выручку в наличной форме (в сумме, предусмотренной условиями внешнеторговых соглашений). Также постановление регламентирует варианты распоряжения полученной наличной валютой. Ее можно, в частности:

  • использовать для расчетов с зарубежными поставщиками;
  • зачислить в иностранный банк для оплаты импортных поставок;
  • ввезти на территорию РФ в рамках процедуры декларирования.

В свою очередь, в 2023 году может быть принят ряд прочих изменений  в валютном законодательстве в соответствии с проектами нормативных актов.

Наиболее интересные проекты дальнейших изменений в валютном законодательстве

К числу наиболее примечательных можно отнести:

  1. Законопроект № 137869, предусматривающий внесение изменений в отмеченный выше закон № 353-ФЗ, в соответствии с которыми предлагается перенести срок наделения Федерального казначейства полномочиями агента валютного контроля с 01.01.2024 на 01.01.2025.

Действующие положения закона № 353-ФЗ предусматривают, что с 01.01.2024 резиденты не смогут вести расчеты через счета, открытые в уполномоченных банках. В условиях возникновения и усиления санкционного давления, как считают авторы проекта, данное обстоятельство может оказать негативное влияние на возможность проведения резидентами операций в иностранной валюте. Если поправки примут, то резиденты сохранят возможность проводить операции в указанных банках и минимизируют вероятность неисполнения обязательств в иностранной валюте.

  1. Законопроект № 270838-8 (принят в первом чтении 16.03.2023).

Проектом предусмотрено включение в закон № 173-ФЗ положений, отражающих тот факт, что цифровой рубль будет являться официальной валютой РФ. Также предусмотрено принятие норм, регламентирующих:

  • оборот национальной цифровой валюты, выпущенной иностранными банками;
  • открытие доступа к цифровым счетам (кошелькам) нерезидентов через уполномоченные банки;
  • взаимодействие оператора платформы цифрового рубля с оператором информационной системы национальной цифровой валюты иностранного банка.

Таким образом, не исключено, что в обозримом будущем валютные правоотношения выйдут на новый уровень, при котором платежи будут осуществляться с использованием цифровых валют.

Итоги

В 2023 году продолжают применяться многие недавние правовые нормы, влияющие на порядок проведения операций с валютными ценностями для физлиц и юрлиц. Вместе с тем 2023 год богат на законопроекты, связанные с изменениями валютного законодательства. Можно ожидать их рассмотрения законодательными структурами в обозримом будущем.

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить