Какие доходы признаются (учитываются) при УСНО?

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту
Комментариев (8)

Доходы при УСНО признается доходом или нет та или иная приходная операция упрощенца, зависит от многих факторов. Что влияет на доходную часть баланса упрощенца, какие доходы учитываются при УСН, рассмотрим в этой статье.

 

Выручка по УСН 2015–2016 годов

Внереализационные доходы на упрощенке

Порядок признания доходов при УСН

Примеры доходов и расходов при УСНО

Какие расходы учитываются на упрощенке

Доходы, не учитываемые при УСН

 

Выручка по УСН 2015–2016 годов

Одним из основных требований относительно возможности использования УСН фирмой или ИП является установленный предел уровня годового дохода, который не должен превышать 60 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ), умноженных на коэффициент-дефлятор. Для 2015 года (коэффициент 1,147) — 68,82 млн руб., а для 2016 года (коэффициент 1,329) — 79,74 млн руб.

Порядок учета доходов при УСН определяется ст. 346.15, 346.17 НК РФ. В отношении их состава п. 1 ст. 346.15 отсылает к пп. 1 и 2 ст. 248 НК РФ. Согласно тексту этих пунктов объем доходов при УСН образует сумма доходов:

  • от реализации;
  • внереализационных;
  • от безвозмездно полученного имущества или прав на него.

В доходы не включают поступления, перечисленные в ст. 251 НК РФ.

Выручка складывается из продажи (подп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ):

  • изготовленных фирмой изделий;
  • выполненных работ или услуг;
  • ранее купленных товаров;
  • прав на имущество.

В случае посреднической деятельности доходом будет комиссионное или другое вознаграждение (письмо Минфина России от 04.09.2013 № 03-11-06/2/36404).

Для УСН учет доходов производят по кассовому методу (ст. 346.17 НК РФ), что предполагает фактическое поступление денег на расчетный счет или в кассу.

Подробнее об условиях, позволяющих применять УСН, читайте в статье «Порядок применения упрощенной системы налогообложения».

Внереализационные доходы на упрощенке

К таким доходам относят, например, полученные (ст. 250 НК РФ):

  • от сдачи имущества в аренду;
  • от передачи в пользование прав на интеллектуальную собственность;
  • в виде процентов по договорам займа или банковских вкладов;
  • при безвозмездном получении имущества;
  • в виде штрафов от контрагентов за нарушение условий договора;
  • как доход прошлых лет;
  • в виде излишков, выявленных при инвентаризации;
  • при списании кредиторской задолженности;
  • от участия в других организациях;
  • как курсовые разницы.

Рассмотрим некоторые примеры из этого перечня.

Аренда

При сдаче имущества в аренду у «упрощенца» могут иметь место не только доходы в виде арендной платы, но и поступления:

  • в виде платежей арендатора по коммунальным услугам, приходящимся на сданное в аренду имущество (письмо Минфина от 04.09.2013 № 03-11-11/36391);
  • в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество, сделанных арендатором без согласия арендодателя (письмо Минфина от 09.09.2013 № 03-11-06/2/36986).

При сдаче помещения в аренду арендодатель-упрощенец, как правило, сам расплачивается за коммунальные услуги (электричество, тепло, водоснабжение). Арендатор же по итогам месяца компенсирует ему потраченные средства. Поэтому в данном случае речь не идет о перепродаже услуг, а полученные средства не могут рассматриваться как доход.

Однако налоговая инспекция часто считает это доходом. Возможным выходом в этой ситуации может быть агентский договор, согласно которому арендодателю будет выплачиваться определенная сумма за приобретаемые им для арендатора коммунальные услуги.

Но такой договор должен быть заключен до договора на оказание коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями, чтобы ситуация не вызывала сомнения в том, что природа агентского договора является именно посреднической. Если договор на оказание коммунальных услуг будет предшествовать агентскому, то отношения по агентскому договору не могут считаться исполняемым по поручению агента (п. 6 информационного письма президиума ВАС РФ от 17.11.2004 № 85). На этом основании налоговый орган может счесть поступающие от арендатора в возмещение коммунальных платежей суммы доходом арендодателя (постановление ФАС Поволжского округа от 04.10.2007 № А57-9388/06) и доначислить по ним налог.

Но арендодатель может учитывать у себя в расходах затраты на содержание имущества, сдаваемого в аренду. Подробнее об этом — в статье «Может ли арендодатель учесть для УСН расходы на содержание объекта аренды?».

Кредиторская задолженность

Кредиторская задолженность может быть списана по истечении срока исковой давности. Тогда эти суммы признают доходом. Это допускается, если они не подпадают под требования подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Штрафы

Контрагенты при нарушении условий заключенных договоров оплачивают штрафы. Эти суммы также включают в доходы при их зачислении на расчетный счет или в кассу.

Начисленные контрагентам по суду суммы не учитывают в доходах до их уплаты (письмо Минфина от 01.07.2013 № 03-11-06/2/24984). Если было принято решение суда о возмещении ущерба упрощенцу, то доход у него появится не после вынесения данного решения, а при зачислении денег на расчетный счет или в кассу.

Порядок признания доходов при УСН

При УСН доходы признаются (ст. 346.17 НК РФ) на момент:

  • получения оплаты от покупателя на расчетный счет или в кассу;
  • поступления (безвозмездного или в качестве оплаты) имущества (или прав на него), работ, услуг;
  • получения авансов в счет последующей передачи товара;
  • оплаты векселем;
  • оплаты чеком;
  • оплаты через электронные платежные системы.

День поступления денег является датой для учета поступившего дохода. Причем не важно, произведена отгрузка товара, выполнена работа или нет. Поступлением может быть оплата и задолженности, и аванса.

Доходом также признается взаимозачет задолженностей организаций между собой на сумму погашенного обязательства. В этом случае признание дохода или расхода делают в зависимости от конкретных сумм задолженности (письмо Минфина от 23.09.2013 № 03-11-06/2/39230).

При оплате товара векселем дата получения дохода будет зависеть от способа его реализации. При сдаче векселя на оплату в банк поступление денег на расчетный счет фирмы будет считаться днем получения дохода.

Векселем можно также рассчитаться с другим поставщиком. При этом в векселе заполняется передаточная подпись (индоссамент), т е. право на вексель переходит к другому лицу. Дата передачи векселя будет днем получения по нему дохода, а его номинал является суммой дохода.

Если же организация на УСН получила от покупателя чек в счет оплаты, она может засчитать доход по нему при выполнении следующих условий:

  • зачисление денег на счет продавца при сдаче чека в банк;
  • получение наличных по чеку;
  • передача чека третьему лицу.

Датой получения дохода по чеку будет день поступления денег на расчетный счет или в кассу. При передаче чека по акту третьему лицу днем зачисления дохода будет дата оформленного акта передачи.

При проведении оплаты через электронные платежные системы (закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ) датой платежа считается одновременное выполнение действий оператора системы:

  • принятие электронных денежных средств у клиента;
  • уменьшение остатков на его счете;
  • увеличение их на счете получателя на эту же сумму.

Подтверждающим документом при этом является выписка или сообщение оператора платежной системы.

Рассмотрим способ оплаты через банкоматы. Если управляющая жилищная компания (УЖК) на УСН производит сбор платы за коммунальные услуги, то оплата за них может производиться через банкоматы. В этом случае УЖК заключает договор с банком о приеме платежей и последующем их зачислении на расчетный счет УЖК за вознаграждение. Датой получения доходов УЖК будет день поступления денег от физического лица в банк (письмо Минфина от 01.07.2013 № 03-11-06/2/25023). Банк составляет и заверяет реестр поступивших платежей для УЖК.

Примеры доходов и расходов при УСНО

Итак, при УСНО доходы и расходы подсчитываются по кассовому методу. Поступающие на расчетный счет или в кассу фирмы деньги считаются доходом.

Проведение оплаты за оказанные услуги или приобретаемые товары является расходом. Расходами считают все траты фирмы, отвечающие требованиям ст. 346.16 НК РФ. Они должны быть привязаны к видам деятельности организации и направлены на приобретение дохода. Расходы должны быть обоснованы и подтверждены надлежаще оформленными документами.

К ним относят затраты (п. 1 ст. 346.16 НК РФ) на:

  • покупку материалов,
  • выплату зарплаты,
  • закупку товаров для продажи,
  • транспортировку и хранение товаров,
  • оплату налогов,
  • покупку ОС,
  • реконструкцию и перевооружение ОС,
  • покупку валюты (сумму определяют в рублях на дату закупки по курсу ЦБ, п. 3 ст. 346.18 НК РФ).

Налоговую базу рассчитывают с начала налогового периода (п. 5 ст. 346.18 НК РФ). При возврате аванса производят уменьшение дохода в том периоде, когда произошел возврат, на величину возвращенной суммы.

Приведем конкретные примеры доходов и расходов.

Арбитражный управляющий работает на УСН и имеет право на возмещение расходов (закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ). Расходы оплачивает должник, в этом случае банкрот. К ним относят публикации, обслуживание расчетного счета, почтовые и другие расходы. Их размер утверждает арбитражный суд. Управляющий получает вознаграждение за свой труд и может привлекать специалистов для выполнения работ по договору с оплатой их услуг. Эти расходы подлежат возмещению из имущества должника вне очереди. Поэтому управляющий получает в результате своей деятельности доход.

К доходам также можно отнести выплаты субсидий, предназначенных для создания новых рабочих мест и развития малого предпринимательства. Выплаты учитывают в течение 3 налоговых периодов с одновременным учетом фактических расходов (п. 3 ст. 1 закона от 05.04.2010 № 41-ФЗ). Получающие субсидии фирмы должны вести учет расходов на мероприятия, проводимые по данной программе. Если по завершении 3-го периода расходы по их использованию меньше полученных доходов, то оставшиеся суммы зачисляют в доход.

Какие расходы учитываются на упрощенке

При объекте налогообложения в виде доходов не учитывают любые расходы, в том числе и зарплату. Затраты в виде страховых взносов в ПФР и пособий по болезни (подп. 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ) возможно учесть только путем прямого уменьшения на них самого налога, начисленного при таком объекте. Допускаемое снижение величины налога — до 50% для фирм и ИП, имеющих работников, и до 100% для ИП без работников.

При объекте налогообложения «доходы минус расходы» налогоплательщик может уменьшить доходы на расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии, что они оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Большинство расходов принимается в уменьшение доходов при соблюдении определенных правил, изложенных в пп. 2–4 ст. 346.16 и пп. 2–5 ст. 346.17. Кроме того, налоговая база может быть уменьшена на величину убытка, полученного при работе на УСН «доходы минус расходы» в предшествующих периодах (п. 7 ст. 346.18 НК РФ).

О расчете налога при УСН 15% читайте в статье «Порядок расчета УСН "доходы минус расходы" (15 процентов)».

О проводках, отражающих начисление единого налога в учете, см. статью «Начисление УСН (бухгалтерские проводки)».

Доходы, не учитываемые при УСН

К ним относятся доходы, отраженные в ст. 251 НК РФ. В частности, это могут быть:

  • полученные залог или задаток;
  • имущество, принятое в качестве вклада в уставный капитал;
  • денежные средства, полученные агентом для выполнения возложенного на него поручения.

При налогообложении также не учитывают поступления в виде:

  • возвращенного задатка;
  • денег, полученных от поставщика за возвращенный ему бракованный товар;
  • денег, возвращенных из-за неправильно указанных реквизитов;
  • возврата ошибочно переведенных сумм;
  • средств от ФСС для возмещения расходов на пособия по нетрудоспособности и материнству;
  • возврата излишне уплаченных налогов и взносов;
  • возвращенного аванса.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Комментарии (8)

Комментарий к статье:  Какие доходы признаются (учитываются) при УСНО?
15.11.2016 16:38:00

Здравствуйте, уточните, пожалуйста, (ИП на УСН "доходы") требуется отражать в КУДИР почтовые расходы, возмещаемые клиентом на расчетный счет через почту? (клиенту отправляется товар почтой РФ, при получении он оплачивает только почтовую доставку, затем на расчетный счет ИП от почты поступает платеж за клиента). Такое поступление денежных средств на расчетный счет будет считаться "доходом"?

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Ответ на комментарий  Павел
16.11.2016 18:11:07

Если вы применяете УСН с объектом налогообложения "доходы", уплачивать "упрощенный" налог вы должны со всей суммы дохода, даже если доходы (поступления на расчетный счет) за товар поступают не от клиента, а от третьего лица (почты) (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Ответ на комментарий  Наталья
17.11.2016 17:24:00

Вопрос не в том, что сумма приходит от почты, а в том что это сумма не за товар, а за почтовые расходы. Т.е. компенсация заказчиком почтовых расходов - это тоже доход?

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Ответ на комментарий  Павел
18.11.2016 16:08:11

Да, согласно разъяснениям Минфина России, компенсация расходов признается доходом (см. письма Минфина России от 30.11.2015 N 03-11-06/2/69446, от 15.08.2012 N 03-11-06/2/109).

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Ответ на комментарий  Наталья
22.11.2016 09:24:00

Наталья, благодарю за разъяснения.

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Комментарий к статье:  Какие доходы признаются (учитываются) при УСНО?
31.10.2016 17:45:00

Добрый день! Мы занимаемся проведением спортивных мероприятий, реализуем билеты на баскетбольные матчи. В ближайшее время откроем он-лайн продажи через рамблер.Мы работаем на УСНО - 6% от дохода. Рамблер перечисляет деньги за продажу билетов за минусом своей комиссии. Например, билет стоит 150 руб., рамблер перечисляет - 142,50 руб. С какой суммы платить налог? Спасибо

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Ответ на комментарий  Е.И.
02.11.2016 19:46:47

Если вы применяете УСН с объектом налогообложения "доходы", уплачивать "упрощенный" налог вы должны со всей суммы дохода от продажи билетов (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Понесенные расходы (в том числе в виде комиссии платежной системы) не учитываются при расчете налоговой базы.

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Комментарий к статье:  Какие доходы признаются (учитываются) при УСНО?
23.10.2016 17:28:00

Добрый день! В прошлом году организация была на ОСН и переплатила налог на имущество. С этого года перешли на УСН и налоговая вернула переплату налога на имущество в текущем периоде. Учитываем ли мы его в доходах УСН?

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Ответ на комментарий  Елена
26.10.2016 14:11:00

Для целей налогообложения в доходах при УСН учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы налогоплательщика (п.1 ст. 346.15 НК РФ). Возврат переплаты в доходах при УСН не учитывается. Минфин РФ объясняет это тем, что возвращенные налогоплательщикам из бюджета суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов не являются экономической выгодой, определяемой в соответствии со ст. 41 НК РФ (см. Письма Минфина РФ от 11.11.2009 N 03-07-08/233, от 16.10.2009 N 03-11-06/2/211, от 21.09.2009 N 03-11-06/3/237, от 24.06.2009 N 03-11-06/2/106, от 22.06.2009 N 03-11-11/117).

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Комментарий к статье:  Какие доходы признаются (учитываются) при УСНО?
14.10.2016 12:55:00

Здравствуйте! Такая ситуация: я ИП на УСН (доходы). Купила лес за 300 000 и продала его тоже за 300 000. На р/с поступила оплата от продавца. Но я с этой сделки ничего не выиграла. Подскажите пожалуйста налог я должна уплачивать 6 % с 300 000 руб. или нет?

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Ответ на комментарий  Виктория
17.10.2016 17:58:41

Да, налог придется рассчитать с полной суммы. Для УСН с данным объектом налогообложения налоговой базой является вся сумма доходов без уменьшения на какие-либо расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Фактический финансовый результат значения не имеет.

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Комментарий к статье:  Какие доходы признаются (учитываются) при УСНО?
25.07.2016 16:15:00

Подскажите при приобретении товара с целью перепродажи, доходом является маржа от продажи? При УСН ИП с налогооблажением доходы.

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Ответ на комментарий  Вадим
27.07.2016 09:41:06

При УСН с объектом налогообложения «доходы» облагается налогом не маржа, а вся сумма, поступившая в оплату товаров (п. 1 ст. 346.14, п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17).

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Комментарий к статье:  Какие доходы признаются (учитываются) при УСНО?
14.04.2016 15:32:00

Добрый день. ИП занимается розничной торговлей. Какие доходы нужно учитывать при уплате налога.

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Ответ на комментарий  Виктория
14.04.2016 16:13:58

Не совсем понятен вопрос. Вы имеете в виду, какие доходы нужно учитывать в целях налогообложения? При какой системе налогообложения - УСН или ОСНО?

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Комментарий к статье:  Какие доходы признаются (учитываются) при УСНО?
30.11.2015 16:31:00

Здравствуйте, если по договору цессии приобретено право требования за 50%, то доход у упрощенца будет 100%? 50% за уступку права требования нельзя включить в расходы, а если должник погасил принадлежащим ему имуществом, а мы его продадим, то расходов все равно нет?

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Ответ на комментарий  Е.В.
02.12.2015 09:44:53

Просьба прояснить ситуацию. Вы приобрели по договору цессии право требования дебиторской задолженности за проданные товары, оказанные услуги и выполненные работы?

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Комментарий к статье:  Какие доходы признаются (учитываются) при УСНО?
03.10.2015 20:59:00

Доход, полученный от договора цессии (уступки права требования), учитывается в составе дохода, но по результату налогового периода расходная часть превышает доход. Получается, убыток, налога на прибыль нет (у нас 15%). правильно? И еще, лимит по УСН 68,82 млн. на 2015 год. Деньги поступают по договору займа от учредителя, уже 40 млн., если по договору цессии будет сумма 30 млн., не будет ли это превышением лимита? Спасибо.

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Ответ на комментарий  Елена
05.10.2015 13:47:45

Если мы правильно поняли, то 1 вопрос касается налога на прибыль, а не единого налога при УСН. В таком случае, если по результатам у вас сформировался убыток (расходы превышают доходы), то налог на прибыль не уплачивается. Правда, наличие в декларации убытка – это повод для налоговиков пригласить вас на «убыточную комиссию». Подробнее о том, как себя вести, читайте в нашей статье «Вызов на убыточную комиссию в налоговую инспекцию (нюансы)». Теперь что касается УСН. В доходы следует включить денежные средства, полученные по договору уступки права требования третьему лицу – 30 млн. руб. Это доход от реализации имущественных прав (см. также Письмо Минфина России от 12.10.2011 N 03-11-06/2/142). А вот что качается поступления денег по договору займа, то их в доходах «упрощенец» не учитывает. Основание тому – положения пп. 1.1 ст. 346.15 и пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения