Классификация затрат в управленческом учете (нюансы)

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Классификация затрат в управленческом учете бывает более развернутой и детальной, чем аналогичная классификация в регламентированном бухучете. Почему это так и какие дополнительные критерии классификации часто используются менеджментом — читайте в этом материале.

 

Цели и задачи управленческого учета

Регулируемые и нерегулируемые затраты

Эффективность затрат

Инкрементные и маржинальные затраты

Дифференциальные расчеты по уровню затрат

Альтернативные затраты

Итоги

 

Цели и задачи управленческого учета

Основной целью управленческого учета является предоставление руководству предприятия информации, необходимой для принятия управленческих решений. Поэтому никакому внешнему регулированию «управленка» не подлежит. Используются те методы и классификации, которые удобны менеджерам. Управленческие данные по затратам служат для решения таких задач:

  • анализ производимых затрат;
  • оптимизация затрат, управление ими (с конечной целью минимизировать затраты и этим увеличить прибыль);
  • построение прогнозов и планов по основным видам деятельности;
  • расчеты по новым проектам для выбора наилучшего варианта затратной политики

Для решения этих задач применяются дополнительные детализации и группировки затрат. При этом важно помнить, что группировки, предусмотренные законодательством в сфере бухучета, тоже используются — например, в части положений ПБУ 10/99 «Расходы» (утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н).

Подробнее о классификации производственных затрат в бухучете читайте здесь: «Классификация статей затрат на производство продукции».

Как правило, управленческий учет на предприятии встроен в общую учетную систему — ведется совместно с обычным бухгалтерским. Выделение управленческого учета затрат в отдельное, параллельное официальному бухучету направление — редкость. Тому есть несколько причин:

  • Минимизация затрат на ведение учета — одно бухгалтерское подразделение выполняет большую часть функций по внесению данных в учетные регистры. Для целей «управленки», как правило, бывают предусмотрены дополнительные счета, субсчета и аналитики, вносимые вместе с «основной» проводкой.
  • Использование классификаций, применяемых и в официальном учете. Например, деление затрат на расходы по обычным видам деятельности и прочие, деление на прямые и косвенные затраты, на элементы затрати т. п.
  • Обеспечение полноты информации — сведения, регистрируемые в официальном бухучете, как правило, соответствуют требованиям полноты и достоверности. Таким образом, данные бухучета являются наилучшей базой для построения дальнейших управленческих расчетов.
  • Удобство и быстрота построения отчетов с нужной детализацией и группировкой, особенно если учет ведется в компьютерной программе.

Об управленческом учете с применением ПО читайте здесь: «Ведение управленческого учета в 1С — особенности».

Дополнительные классификации затрат в управленческом учете обусловлены стоящими перед менеджментом задачами по управлению затратами. Расскажем подробнее о часто применяемых.

Регулируемые и нерегулируемые затраты

Чтобы разрабатывать приемы и методы воздействия на объем той или иной статьи затрат, нужно, чтобы такое воздействие было, в принципе, возможно. Поэтому для управленческих целей затраты принято подразделять на регулируемые и нерегулируемые.

Чтобы говорить о регулируемости (или подконтрольности) затрат, нужно пояснить, что для управленческих нужд затраты очень часто подразделяются по центрам ответственности. Центр финансовой ответственности (ЦФО) — это структурная единица внутри компании со своей функцией и финансовым бюджетом и со своим ответственным менеджером. Обычно, когда говорят о регулируемых затратах, то предполагают, что на них может воздействовать менеджер конкретного ЦФО.

Примеры регулируемых затрат:

  • расходы от списания технологического брака (могут контролироваться начальником цеха или производства);
  • расходы от списания потерявших эксплуатационные свойства сырья и материалов (могут контролироваться начальником склада).

Примеры нерегулируемых затрат:

  • расходы по списанию неисправимого брака в результате использования некачественного сырья, отпущенного со склада (начальник производства не отвечает за закупки и хранение сырья, следовательно, не может повлиять на его качество);
  • расходы от порчи сырья на складе в результате того, что из-за отключения электричества на складе отказало оборудование, обеспечивающее надлежащие условия хранения (нельзя посчитать виновным менеджера склада, т. к. электроснабжение не входит в его компетенцию).

Правильное распределение затрат на регулируемые и нерегулируемые по ЦФО позволяет быстро отследить источник проблем. Например, если продолжить приведенные выше ситуации, цепочка приведет нас к менеджеру бухгалтерии, ответственному за то, чтобы своевременно оплачивались счета за коммуналку.

Правильное распределение затрат

Еще о ЦФО смотрите: «Управленческий учет организационной деятельности (нюансы)».

Эффективность затрат

Потери от брака из примера в предыдущем разделе — это классический пример неэффективных затрат. Состоявшиеся затраты, в результате которых у компании ничего не образовалось — ни продукции на продажу, ни доходов, — являются неэффективными.

Анализ затрат с точки зрения управления позволяет разделить их на дающие и не дающие коммерческий эффект. Соответственно, управленческие решения затем строятся по принципам:

  • Работать далее с эффективными затратами (например, оптимизировать их величину);
  • Стараться максимально исключить неэффективные. Полностью исключить не дающие эффекта затраты сложно. Однако, определив типичные для конкретного предприятия виды неэффективных расходов и отладив систему контроля и ответственности, можно значительно снизить их количество.

Инкрементные и маржинальные затраты

Еще один популярный среди производственных менеджеров вид классификации затрат — выделение в отдельную группу затрат, которые могут появляться в процессе производства дополнительно к стандартным. Например, это может быть связано с пробным выпуском новой продукции или с внедрением модификаций в стандартный продукт.

Выявление таких дополнительных затрат позволяет оценить их влияние на конечный результат от продаж измененной продукции — уменьшение в связи с дополнительными расходами на выпуск.

ВАЖНО! Если выпуск дополнительной продукции не ведет к изменениям производственной себестоимости — инкрементные и маржинальные затраты признаются равными 0. Отрицательное значение затрат в рамках данного анализа не вычисляется.

Разница между инкрементными и маржинальными затратами заключается в объекте, по которому анализируют затраты:

  • инкрементные вычисляются для партии продукции;
  • маржинальные — для единиц.

Дифференциальные расчеты по уровню затрат

Процесс принятия управленческого решения характеризуется тем, что менеджеру необходимо просчитать несколько вариантов решения, сравнить их и выбрать оптимальный. За основу в таких расчетах часто берется именно затратный подход. При этом в разных вариантах будут получаться разные значения объема затрат. Вот эта разница между двумя вариантами и будет называться дифференциальными затратами.

Пример

Предприятие выбирает место для устройства центрального склада. Рассматриваются варианты А и Б. Планируемый объем затрат составит:

Вариант А

Аренда — 700 000 руб./год.

Содержание помещения — 500 000 руб./год.

Расходы на доставку ТМЦ со склада в цеха предприятия — 600 000 руб./год.

Итого: 1 800 000 руб.

Вариант Б

Аренда — 1 000 000 руб./год.

Содержание помещения — 450 000 руб./год.

Расходы на доставку ТМЦ со склада в производство — 300 000 руб./год.

Итого: 1 750 000 руб.

А – Б = 50 000 — дифференциальные затраты — позволяют увидеть, что видимая выгода в стоимости аренды и содержания более удаленного склада А полностью нивелируется прогнозными расходами на доставку ТМЦ в цеха предприятия для производства продукции.

ВАЖНО! При рассмотрении нескольких вариантов работы появляются статьи затрат, которые не изменяются от варианта к варианту (например, прогнозная стоимость и количество сырья в планируемом к выпуску продукте) и статьи затрат, которые изменяются (например, стоимость аренды нового производственного помещения). При принятии управленческого решения затраты в выбранном в работу варианте становятся релевантными. Важный момент — в управленческую отчетность затем попадают только релевантные затраты.

Альтернативные затраты

При выборе того, какие виды продукции выпускать предприятию, возникают ситуации, при которых выпуск одних товаров ограничивает или исключает выпуск других. Например, в случаях, когда имеются ограничения по фондоотдаче или по обеспечению ресурсами.

Для принятия управленческого решения анализируются все возможные варианты выпуска. При этом в расчетах учитывается такой специфический вид затрат, как альтернативные.

Альтернативные затраты — это виртуальный показатель затрат по тем видам продукции, от производства которых отказались в пользу тех, что выпускаются. Показатель позволяет определить расчетное значение виртуальной же упущенной прибыли от несостоявшегося выпуска «отказной» продукции.

Расчет альтернативных затрат похож на дифференциальные расчеты. Также берутся несколько возможных вариантов действий, анализируются в нужных разрезах и сравниваются.

Итоги

В управленческом учете существуют как классификации затрат, принятые в бухучете, так и дополнительные классификации, выбранные менеджментом предприятия для применения в принятии решений. В статье мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся дополнительные классификации в их взаимосвязи с управленческим контролем и выработкой управленческих решений.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

Участвуй в обсуждении в нашей группе Вконтакте

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения