Налоговый орган спишет задолженность перед бюджетом только после того как признает ее безнадежной ко взысканию

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Основания для признания задолженности перед бюджетом безнадежной ко взысканию

Если за организацией числится задолженность перед налоговыми органами, по которой истекли сроки исковой давности, то налоговики не могут заставить заплатить эти долги в бюджет. Только если задолженность будет признана безнадежной ко взысканию, она может быть исключена из карточки РСБ.

Размер недоимки по налогам и сборам вместе с относящейся к ней суммой штрафов и пеней через 5 лет не должны превышать 100 000 руб. (для задолженности, числящейся за организацией) и 10 000 руб. (для задолженности, числящейся за индивидуальным предпринимателем).

Зачастую поводом для списания недоимки является либо прекращение деятельности, либо недостаточность имущества для погашения долгов перед бюджетом (например, ликвидация организации, признание предпринимателя банкротом, смерть налогоплательщика, вынесение судебным приставом постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки и т.д.) (пп. 1 - 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ).

Кроме этого, для того, чтобы задолженность была признана безнадежной ко взысканию и последующего ее списания, налогоплательщику нужно получить судебный акт, из которого следует, что предельные сроки взыскания недоимки истекли, в связи с чем, налоговые органы не имеют права взыскивать долги по налогам и сборам. Такой вывод могут содержать и резолютивная и мотивировочная часть судебного акта по налоговым спорам (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, пп. "а" п. 4 Приложения 2 к Приказу ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@). К таким актам относятся:

  • решение суда по существу вопроса, например, инспекции отказывается во взыскании с налогоплательщика долгов по платежам в бюджет, т. к. срок их взыскания истек (ч. 1 ст. 167 АПК РФ);
  • определение суда об отказе налоговому органу в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании задолженности (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ);
  • иной судебный акт по любому налоговому спору, который содержит вывод об утрате инспекцией права взыскания с налогоплательщика недоимки, штрафов, пеней в связи с истечением срока их взыскания.

Налоговая инспекция обязана сразу после вступления в силу одного из выше перечисленных судебных актов исключить запись о задолженности из лицевого счета налогоплательщика (абз. 4 п. 9 Постановления от 30.07.2013 N 57). Хотя, надо отметить, что налоговые органы до выхода Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 не торопились списывать безнадежную задолженность, и пока не совсем понятно, как все это будет реализовываться в дальнейшем на практике.

 

Порядок признания задолженности безнадежной ко взысканию

При наличии судебного акта организации нужно написать заявление о том, чтобы недоимка (пени либо штраф) была признанной безнадежной ко взысканию и впоследствии была списана. Заявление вместе копией вступившего в силу судебного решения (определения), заверенного гербовой печатью соответствующего суда (пп. "а" п. 4 Приложения 2 Приказа ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@), нужно представить в налоговую инспекцию. Налоговому органу в течение 6 рабочих дней с момента получения документов необходимо вынести решение по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@, о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании (п. п. 4, 5 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, утвержденного Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ (Приложение N 1)).

Инспекция может не проинформировать о вынесенном решении, поэтому налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган с тем, чтобы ему была выдана копия данного решения (пп. 9 п. 1 ст. 21, пп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Налоговому органу также необходимо отозвать неисполненные поручения на списание денежных средств со счетов налогоплательщика и перевод электронных денежных средств, которые были ранее выставлены при взыскании задолженности, признанной безнадежной (абз. 6, 9 п. 4.1 ст. 46 НК РФ).

В случае, если вдруг налоговая инспекция отказала налогоплательщику в списании долгов перед бюджетом, то ее действие (бездействие) можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. 137, п. 1 ст. 138 НК РФ).

До того, как вышло Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, задолженности перед бюджетом в карточке РСБ могли числиться годами. Причем, налоговики даже не обращались в суд с требованием о взыскании таких задолженностей, зная, что сроки взыскания уже пропущены. А поскольку не было обращений в суд, следовательно, не было и судебных актов, которые бы признавали право инспекции взыскивать платежи  в бюджет с истекшими сроками исковой давности утраченным. Однако и при таких обстоятельствах налогоплательщикам удавалось добиться списания задолженности. Для этого им приходилось действовать следующим образом: 

  1. Для начала в налоговой инспекции запрашивалась справка о состоянии расчетов с бюджетом. Согласно пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан ее выдать.
  2. В справке показывается задолженность налогоплательщика перед бюджетом по налогам и сборам, штрафам и пеням, однако не содержится никакой информации о том, каковы сроки взыскания по указанным задолженностям, ведь налоговое законодательство не требует от налоговиков представлять подобные сведения.
  3. Отражение в справке неполной информации о состоянии расчетов с бюджетом  можно было считать нарушением права физического или юридического лица как налогоплательщика (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 N 4381/09). Ссылаясь на нарушение своих прав, можно было обратиться в суд с требованием признать незаконным отражение в справке налоговой задолженности без указания сведений об утрате налоговым органом возможности взыскать ее.
  4. Если в ходе судебных слушаний устанавливалось, что инспекцией действительно пропущены сроки взыскания платежей в бюджет, то судом выносилось решение об утрате налоговыми органами возможности ее взыскания (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23.05.2013 N А32-11744/2010, ФАС Уральского округа от 22.08.2012 N Ф09-6509/12, ФАС Московского округа от 23.05.2013 N А40-105256/12-20-551, от 22.05.2013 N А40-87900/12-107-469, от 29.04.2013 N А40-124794/12-99-627, от 15.02.2012 N 40-52479/11-116-151, ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.11.2011 N А33-1252/2011).
  5. После того, как судебный акт, из которого следовало, что сроки взыскания спорной налоговой задолженности пропущены и возможность ее взыскания налоговыми органами утрачена, вступал в законную силу, налогоплательщикам нужно было обратиться в инспекцию с заявлением о признании задолженности перед бюджетом безнадежной к взысканию и последующем ее списании. К заявлению обязательно прикладывалась копия судебного акта, заверенная гербовой печатью.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения