КБК в платежном поручении в 2015 году

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

КБК в платежном поручении — важнейший реквизит. В нашей статье мы расскажем, какими актуальными правовыми актами регулируется использование КБК в России и других странах, а также о некоторых особенностях практики его применения в РФ.

 

Что такое КБК

Где еще, кроме России, есть КБК

Какие законы РФ регулируют использование КБК на 2015 год в платежном поручении

Структура КБК

КБК 2015 года: что нового

В каких случаях КБК предопределяет отнесение платежа к невыясненным

Ошибочный КБК по вине законодателя: возможно ли это

Критично ли указание неверного КБК в платежке

Арбитражная практика: старый КБК по налогу — пеней не будет

Арбитражная практика: ошибка в страховом КБК не приведет к санкциям

 

Что такое КБК

КБК, или код бюджетной классификации, — основной цифровой идентификатор источника доходов или расходов государственного бюджета РФ и ряда других стран.

Таким образом, есть 2 основных типа КБК:

  • классифицирующие доходы государственного бюджета;
  • классифицирующие расходы бюджета.

Но в практике деятельности российских бухгалтеров термин «код бюджетной классификации» чаще всего употребляется в контексте 1-й категории, то есть доходов бюджета. Это вполне логично: бухгалтеры принимают непосредственное участие в пополнении государственной казны, направляя туда налоги и сборы.

Впервые понятие КБК применительно к доходам бюджета было закреплено на законодательном уровне в положениях Бюджетного кодекса РФ (в его редакции от 23.12.2004). Тогда в БК РФ появился такой термин, как «код администратора поступлений». Впоследствии в процессе законотворчества он трансформировался в код классификации доходов, а затем в код бюджетной классификации.

По задумке российского законодателя каждое поступление денежных средств в казну должно сопровождаться информационным сообщением, в соответствии с которым ведомства, получившие денежные средства, обязаны их распределять. Таким информационным сообщением призван быть как раз таки КБК. Законодатель предписывает налогоплательщикам в обязательном порядке указывать код бюджетной классификации в платежных поручениях на перечисление налогов и сборов.

КБК российского образца 20-значный. Чуть позже мы подробно рассмотрим его структуру. А пока изучим один полезнейший аспект практики использования КБК — международный.

Где еще, кроме России, есть КБК

Примечательно, что коды бюджетной классификации приняты не только в России, но и, в частности, в Казахстане и Беларуси, с которыми РФ входит в общее экономическое объединение ЕАЭС.

Применение КБК в Казахстане регулируется:

  •  приказом министра финансов РК от 18.09.2014 № 403;
  • постановлением Национального банка РК от 25.04.2000 № 179.

Так, в соответствии с п. 28 постановления № 179 при составлении платежных поручений в бюджет Казахстана в соответствующем документе необходимо указывать КБК. При этом правильность его указания, как следует из норм постановления № 179, обеспечивается налогоплательщиком.

Интересно, что КБК в Казахстане 6-, а не 20-значный, как в РФ. В приложении № 1 к приказу № 403 определены 4 структурных элемента КБК:

  • категория (1 цифра);
  • класс (2 цифры);
  • подкласс (1 цифра);
  • специфика (2 цифры).

Приказ № 403 издан в целях реализации положений Бюджетного кодекса Казахстана. Роль данного НПА, таким образом, подобна российским НПА, дополняющим, в свою очередь, БК РФ.

Что касается законодательства Беларуси, термин «код бюджетной классификации» в НПА, принятых в РБ, также используется. Он прямо упоминается в положениях инструкции «О порядке ведения реестра по расходным обязательствам Республики Беларусь», утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.12.2010 № 172. А его применение на уровне правовой аналогии можно проследить в постановлении Минфина РБ от 31.12.2008 № 208, которое издано в целях реализации положений Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

Так, в РБ используется 7-значный код классификации, установленный для доходов бюджета. Его структура, исходя из положений постановления № 208, представлена 5 блоками:

  • группа (в ней указывается 1 цифра);
  • подгруппа (1 цифра);
  • вид (1 цифра);
  • раздел (2 цифры);
  • подраздел (2 цифры).

Примечательно, что термин «код бюджетной классификации» встречается также в международных договорах, подписанных между Россией, Казахстаном и Беларусью. Например, в соглашении о вопросах предоставления обеспечения уплаты пошлин на таможне, принятом в Санкт-Петербурге 21 мая 2010 года.

Можно отметить еще один факт. В соответствии с положениями ст. 9 данного соглашения пошлины и налоги, которые взыскиваются с плательщиков согласно нормам п. 3 ст. 98 Таможенного кодекса Таможенного союза, учитываются в РФ, РБ и Армении, которая также входит в ЕАЭС, на счетах уполномоченного органа. Данный орган также использует для целей учета поступивших средств КБК, которые предназначены для перенаправления взысканных сумм в бюджеты государств — участников ЕАЭС.

Какие законы РФ регулируют использование КБК на 2015 год в платежном поручении

Рассмотрев международный аспект применения КБК, перейдем к подробному изучению особенностей российских законов, регулирующих использование данного реквизита в платежных поручениях.

Указание КБК в платежках — обязательное условие корректного заполнения соответствующих поручений исходя из норм, содержащихся в пп. 3 и 5 приложения № 2 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107. Согласно данному приказу КБК-2015, установленный для того или иного дохода бюджета, должен указываться в поле 104 платежных поручений, формируемых налогоплательщиками.

Перечень КБК , которые коррелируют с тем или иным налогом или сбором, зафиксирован в приказе Минфина России от 01.07.2013 № 65н, а также в НПА, разъясняющих его положения. Утвержденный КБК может не меняться в течение довольно длительного периода, но противоположные примеры наблюдаются регулярно. Практически каждый год законодатель вносит в приказ № 65н те или иные корректировки, а также выпускает необходимые разъяснения по новым КБК. Внесены изменения в КБК и в 2015 году.

Что касается НПА, разъясняющих положения приказа № 65н, чаще всего это ведомственные правовые акты, например приказ ФНС России от 30.12.2014 № НД-7-1/695. Данный приказ — один из тех, в которых КБК в 2015 году указываются в том виде, в котором они должны фиксироваться в платежных поручениях.

Подробнее об НПА, дополняющих приказ Минфина № 65н в части разъяснения особенностей корректного использования КБК на 2015 год, читайте в статье «ФНС проинформировала о налоговых КБК на 2015 год».

В свою очередь, все указанные НПА, а также те, которые их дополняют, так или иначе издаются с целью реализации положений БК РФ.

В каком же именно виде должны фиксироваться КБК, в том числе КБК в 2015 году?

Структура КБК

Исходя из текущих требований законодательства РФ, соответствующие коды должны быть в платежных поручениях 20-значными. КБК 2015 года представлены 8 блоками цифр.

В 1-м блоке  — 3 цифры. Они обозначают администратора дохода бюджета РФ. Например, ФНС обозначается цифрами 182, ПФР — 392, ФСС — 393.

Во 2-м блоке — 1 цифра. Она обозначает группу поступлений.

В 3-м блоке — 2 цифры. С их помощью фиксируется конкретная разновидность поступлений в бюджет. Таковыми могут быть, в частности:

  • налоги;
  • государственные пошлины;
  • платежи в счет долгов по отмененным налогам и сборам;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • штрафы, санкции, компенсация ущерба;
  • выручка от предоставления платных услуг.

В 4-м и 5-м блоках (иногда они рассматриваются как один) — по 2 и 3 цифры соответственно. Они означают статьи, а также подстатьи доходов.

В 6-м блоке — 2 цифры. С их помощью обозначается уровень бюджета, в который перечисляется налог.

В 7-м блоке — 4 цифры. Они определяют текущий статус платежного обязательства (налог, пеня, взыскание и т.д.).

В 8-м блоке — 3 цифры. В них определяется, к какой экономической категории относится то или иное поступление в бюджет. Так, если речь идет о налогах, то основными экономическими категориями будут:

  • налоговые доходы — с кодом 110;
  • доходы от сделок с имуществом — с кодом 120;
  • доходы от предоставления платных сервисов — с кодом 130;
  • денежные поступления в виде принудительного изъятия — с кодом 140;
  • взносы на социальные нужды — 160.

Блоки 2–6 КБК также могут рассматриваться в рамках единой категории «вид доходов» (ст. 3 разд. II указаний, утвержденных приказом № 65н).

Пример:

КБК по УСН «доходы» в 2015 году: 182 1 05 01011 01 1000 110.

КБК по УСН «доходы» в 2015 для ИП: 182 1 05 01011 01 1000 110.

КБК по УСН «доходы минус расходы» в 2015 году: 182 1 05 01021 01 1000 110.

КБК по УСН для минимального налога за 2015 год: 182 1 05 01050 01 1000 110.

КБК по НДФЛ в 2015 году для налогового агента: 182 1 01 02010 01 1000 110.

КБК 2015 года: что нового

Какие принципиальные законодательные нововведения в части регулирования КБК в 2015 году вступили в силу?

Можно обратить внимание на некоторые положения приказа Минфина России от 16.12.2014 № 150н. Посредством него были внесены изменения в главный источник права по КБК   — приказ № 65 н.

Так, в приказе № 150н Минфин указал, что пени по налогам (в том числе отмененным), сборам, а также по регулярным платежам за пользование недрами должны учитываться в бюджете отдельно от процентов по соответствующим налогам, сборам и платежам.

В этих целях Минфин ввел в 7-й блок КБК в 2015 году 2 новых кода для налогов (включая отмененные), сборов и регулярных платежей за пользование недрами:

  • 2100 — для пеней;
  • 2200 — для процентов.

Данное новшество связано главным образом с тем, что ранее приказом Минфина России от 30.10.2014 № 126н была введена норма, согласно которой налогоплательщикам было предписано не указывать в платежках реквизит 110. Данный реквизит обозначает тип платежа. Таковыми до принятия приказа № 126н могли бы быть, в частности, пеня или проценты — они указывались в поле 110 соответственно как ПЕ или ПЦ.

Приказом № 150н установлены новые показатели для 6-го блока КБК на  2015 год:

  • 10 — для выплат в бюджеты на уровне сельских поселений;
  • 11 — для бюджетов городских округов, в которых реализовано внутригородское деление;
  • 12 — для бюджетов на уровне внутригородских районов;
  • 13 — для бюджетов на уровне городских поселений.

Еще одно новшество в части КБК 2015 года, введенное приказом № 150н, — норма, по которой невыясненные страховые платежи в ПФР должны администрироваться по КБК 000 1 17 01060 06 0000 180. В 7-м блоке КБК 2015 года при этом будут указываться цифры 6100 (для накоплений) и 6200 (для иных невыясненных поступлений).

Какими могут быть критерии отнесения тех или иных платежей к невыясненным? Изучим данный аспект подробнее.

В каких случаях КБК предопределяет отнесение платежа к невыясненным

Один из критериев отнесения того или иного платежа к невыясненным — отсутствие в платежном поручении КБК, указание некорректного либо недействующего КБК (п. 2.5.5 приказа Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н). При этом предполагается, что ответственность за указание корректного КБК полностью лежит на налогоплательщике, поскольку данные КБК публикуются в нормативных актах. Если фирма указала некорректный КБК в 2015 году, вследствие чего платеж не дошел по назначению, желательно направить в ФНС заявление об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Ознакомиться с образцом заявления в ФНС об уточнении платежа по налогу вы можете в статье «Образец заявления об уточнении налогового платежа (ошибка в КБК)».

В то же время есть правовые нормы, которые, несмотря на их публикацию в нормативных, то есть общеобязательных, актах, предписывают осуществлять те или иные мероприятия, связанные с отнесением платежей к невыясненным вследствие некорректного КБК, уже не налогоплательщикам, а ведомствам, администрирующим налоги и сборы.

Дело в том, что возможны случаи, когда налогоплательщик неверно указывает КБК фактически при непосредственном содействии законодателя. Изучим данную ситуацию подробнее.

Ошибочный КБК по вине законодателя: возможно ли это

Весьма показателен следующий прецедент, отражающий специфику законодательного регулирования налогов и сборов.

Минфин России издал приказ от 16.12.2013 № 121н, в соответствии с которым в рассмотренный нами приказ № 65н были внесены следующие изменения:

  • ФНС России получила предписание осуществлять администрирование долгов по отмененным сборам с использованием кода 1000 в 7-м блоке КБК;
  • из перечня КБК по соответствующим сборам были исключены те, в структуре которых присутствовали коды 2000, 3000, 4000, а также 5000 в 7-м блоке.

Минфин указывает: если налогоплательщик указывает в поручении отмененные КБК в 2015 году, платеж должен быть отнесен к невыясненным.

Но в этом случае исправлять ошибку должен не налогоплательщик, а ФНС. Данному ведомству предписано уточнять подобные платежи в Федеральном казначействе посредством направления туда уведомлений о замене отмененных КБК на те, которые включают показатель 1000 в 7-м блоке. При этом в карточках расчетов с бюджетом документы, исполняемые УФК, в соответствии с приказом № 121н должны отражаться в корреляции с типом платежа, а не 7-м блоком КБК.

В принципе, позиция законодателя вполне разумна: далеко не каждый налогоплательщик может быть в курсе тонкостей законодательного регулирования работы ведомств с бюджетными поступлениями. Тем более что в данном случае речь идет фактически о включении в НПА ненормативных положений, касающихся деятельности только администратора доходов и УФК.

Таким образом, в практике законодательного регулирования налогообложения в РФ могут формироваться сценарии, при которых:

  • налогоплательщик неверно указывает КБК в 2015 году в силу его недостаточной компетентности или невнимательности, и это приводит к тому, что платеж классифицируется как невыясненный;
  • платеж классифицируется как невыясненный вследствие указания налогоплательщиком некорректного КБК в силу того, что необходимость в изучении норм закона, определяющих корректность КБК, для него может объективно отсутствовать.

В 1-м случае последующее изменение статуса платежа на уточненный требует личного вмешательства налогоплательщика. Во 2-м — статус платежа корректируется при вмешательстве администрирующего органа.

Полезно будет рассмотреть, к каким правовым последствиям в принципе может привести некорректное указание налогоплательщиком КБК в 2015 году в платежном поручении.

Критично ли указание неверного КБК в платежке

Следует отметить, что КБК в 2015 году, равно как и иные возможные значения реквизита 104 в платежном поручении, не могут предопределить, в частности, отказ банка или Федерального казначейства в зачислении денежных средств на счета ведомств, администрирующих тот или иной вид бюджетных поступлений.

Причинами, которые могут повлечь подобные последствия, в соответствии с нормами подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ, регулирующими перечисление налогов в бюджет, могут быть:

  • указание неверного счета Федерального казначейства;
  • указание некорректного наименования банка, в котором открыт расчетный счет получателя платежа.

В свою очередь, в соответствии с подп. 4 п. 6 ст. 18 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ (он регулирует уплату в бюджет страховых взносов) неверный КБК-2015 уже может быть причиной неперечисления денежных средств на счета ведомств, которые администрируют соответствующие доходы бюджета.

Таким образом, ФНС не имеет формального права не зачесть платеж, в котором указан некорректный КБК либо не указан вовсе (как следствие, признать обязательства налогоплательщика перед бюджетном невыполненными, наложить штрафы и пени), а страховые фонды имеют.

Однако налогоплательщики активно оспаривают подобные действия государственных ведомств в судах. Предметом иска в данном случае становится требование признать действия ФНС либо социальных фондов по выявлению недоимок, а также начислению штрафов и пеней по ним неправомерными. Налоговики, таким образом, иногда решаются наложить на плательщиков те или иные санкции, хотя НК РФ, как мы отметили выше, не дает им на то формального права.

Судебная практика свидетельствует, что при рассмотрении исков налогоплательщиков, составляемых как в отношении ФНС, так и страховых фондов, арбитры обычно встают на сторону истца.

Изучим некоторые примечательные арбитражные дела, касающиеся споров между налогоплательщиками и государством в части оценки качества платежной дисциплины первых в отношении обязательств перед бюджетом.

Арбитражная практика: старый КБК по налогу — пеней не будет

Интересен прецедент с участием налогоплательщика и ФНС, которая начислила пени за налог, уплаченный по устаревшему КБК, то есть по когда-то включенному в перечень из приказа № 65н, но впоследствии замененному другим.

В рамках арбитражного дела № А14-18051/2012 суд рассмотрел иск предпринимателя, уплатившего в 2011 году УСН по старому КБК. ФНС посчитала это нарушением обязательства ИП по перечислению налога, зафиксировала недоимку и начислила пени. Впоследствии ФНС зачла платежи, попавшие на счета ведомства по ошибочному КБК, в счет текущих налогов, однако направила ИП требование об уплате пеней.

Суд в 3 инстанциях признал действия ФНС незаконными и аннулировал пени. Арбитраж установил, что в соответствии с положениями ст. 45 НК РФ обязанность плательщика по перечислению налога в казну считается неисполненной только в том случае, если в платежке указаны некорректные реквизиты Федерального казначейства и название банка получателя. Кассация, в частности, указала, что неверное указание предпринимателем КБК не может быть поводом для того, чтобы считать его уклонившимся от уплаты налога, поскольку соответствующая сумма была перечислена в бюджетную систему РФ.

Таким образом, если в платежном поручении вместо КБК 2015 года компания указала устаревший, то доказать, что налог был уплачен и недоимка по налогу отсутствует, можно, опираясь на решение по вышеуказанному арбитражному делу. Дополнительным аргументом в защиту налогоплательщика в случае неправильного применения КБК в 2015 году могут также послужить письма Минфина России от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27977 и от 29.03.2012 № 03-02-08/31. 

Арбитражная практика: ошибка в страховом КБК к санкциям не приведет

Рассмотрим еще один прецедент. Он, в свою очередь, касается исполнения другого ключевого обязательства российских фирм перед бюджетом — уплаты взносов в страховые фонды.

Одна из столичных фирм обратилась в арбитраж с иском о признании незаконными действий ПФР, который выставил требование об уплате пеней за страховые взносы. Данные действия ПФР мотивировал тем, что плательщик указал в соответствующем поручении некорректный КБК.

Арбитраж по итогам рассмотрения дела № А40-118855/2014 признал требование ПФР незаконным, указав, что действующее законодательство РФ не предполагает установления зависимости между признанием обязательств плательщиков страховых взносов выполненными и указанием в платежках корректного КБК. Суд обязал ПФР отозвать требование об уплате пеней.

Кассация и апелляционная инстанция оставили решение арбитража в силе, установив, что налогоплательщик своевременно выполнил обязательство по уплате государству страховых взносов. Исковое требование фирмы к ПФР было удовлетворено.

Примечательно, что ПФР пытался заодно обвинить истца в невнимательности при заполнении реквизитов платежного поручения. Данный довод судом был отклонен.

По другому делу Верховный суд РФ также пришел к выводу, что неправильное указание КБК не является основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной (см.  определение ВС РФ от 15.10.2015 № 310-КГ15-12541 по делу № А64-4828/2014).  Ошибка в КБК в 2015 году исправляется путем сверки расчетов, написания заявления об исправлении платежа.

Таким образом, ключевым фактором при принятии судами решений в пользу налогоплательщиков, указавших некорректный КБК при перечислении государству налогов и страховых взносов, по всей вероятности, становится доказанность перечисления соответствующих сумм в бюджет — на счет органа, администрирующего налог или сбор. Некорректный КБК не может быть, по мнению судей, препятствием для поступления денежных средств на счета ФНС либо государственных фондов в Федеральном казначействе.  

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения