Верно указываем статус в платежных поручениях в 2015 году

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Статус в платежных поручениях в 2015 году при расчетах налогоплательщика с государственными структурами должен указываться с некоторыми особенностями, которые обусловлены предписаниями Минфина России. Рассмотрим их, а также иные актуальные положения законодательства в части заполнения платежек.

 

Показатель статуса в платежном поручении (2015 год): новости из Минфина

Статус в платежках по земельному налогу: нюансы

Заполняем платежку по налогам и сборам: текущие нормы

Показатель статуса в платежном поручении в ПФР

Платежки в фонды: мнение Минфина и экспертов

 

Показатель статуса в платежном поручении (2015 год): новости из Минфина

Основной источник права, в соответствии с которым в бюджетных платежках, формируемых налогоплательщиками, фиксируется тот или иной статус, — приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Периодически ведомство издает разъяснения по отдельным нюансам применения положений приказа № 107н.

В числе таковых — письмо Минфина России от 16.01.2015 № 02-08-10/800. Данный документ уточняет применение в 2015 году показателей статуса плательщика в корреляции с КБК, используемым в качестве идентификаторов таких бюджетных обязательств, как:

  1. Налог на прибыль, уплачиваемый в федеральный бюджет.
  2. Налог на прибыль, уплачиваемый в региональные бюджеты.

Как известно, общая сумма соответствующего налога составляет 20%, из которых 2% подлежат перечислению в федеральный бюджет, а 18% — в региональный (п. 1. ст. 284 НК РФ).

При расчетах по обеим частям налога на прибыль Минфин запрещает указывать в платежных поручениях следующие статусы:

  • 21 (идентификация ответственного участника, входящего в состав консолидированной группы плательщиков);
  • 22 (идентификация обычного участника, входящего в состав соответствующей группы).

Остальные статусы в корреляции с субъектностью плательщика указывать в платежке можно. Например, если налогоплательщик — юрлицо, то в платежке может быть проставлен статус 01 (далее мы рассмотрим особенности указания кодов в зависимости от юридических признаков субъекта уплаты налога).

  1. Налог на прибыль, уплачиваемый в федеральный бюджет консолидированными группами плательщиков.
  2. Налог на прибыль, уплачиваемый в региональные бюджеты консолидированными группами плательщиков.

В свою очередь, при перечислении в бюджет указанных налогов отмеченными категориями плательщиков необходимо фиксировать в платежке статус 21 либо 22 и никакой другой.

Также в рассматриваемом письме № 02-08-10/800 в достаточной мере детально разъясняется, какие статусы плательщика нужно фиксировать при уплате земельного налога. Изучим данный аспект подробнее.

Статус в платежках по земельному налогу: нюансы

Письмо № 02-08-10/800 поясняет то, каким образом следует указывать статус в платежках:

  1. По земельному налогу, перечисляемому в бюджет физлицами.
  2. По земельному налогу, перечисляемому в бюджет юрлицами.

Для первого типа налога Минфин рекомендует фиксировать статус:

  • 03 — для юрлиц, классифицируемых как организация федеральной почтовой связи (или ФПС) и формирующих распоряжения о переводе финансовых средств по платежам физлиц;
  • 09 — для ИП;
  • 10 — для нотариусов, которые занимаются частной практикой;
  • 11 — для адвокатов, имеющих собственный кабинет;
  • 13 — для физлиц, являющихся клиентами кредитно-финансовой организации, владельцами счета;
  • 15 — для банков, их филиалов, платежных агентов, организаций ФПС, формирующих платежные поручения на некую общую сумму с реестром на транзакцию денежных средств, которые приняты от плательщиков в статусе физлиц;
  • 16 — для участников внешнеэкономических действий в статусе физлица;
  • 17 — для участников внешнеэкономических действий в статусе ИП;
  • 19 — для юрлиц и их филиалов, сформировавших распоряжение о транзакции денежных средств, которые удержаны из зарплаты должника в статусе физлица в счет долгов по обязательствам перед бюджетной системой РФ на основании полученного исполнительного документа;
  • 20 — для кредитных структур и их филиалов, платежных агентов, которые формируют распоряжения о транзакциях денежных средств по отдельным платежам физлица.

При уплате земельного налога юрлицами Минфин рекомендует фиксировать в платежках статус:

  • 01 — для налогоплательщиков в статусе юрлица;
  • 02 — для налоговых агентов;
  • 04 — для налоговых органов;
  • 05 — для территориальных структур Федеральной службы судебных приставов;
  • 06 — для участников внешнеэкономических действий в статусе юрлиц;
  • 07 — для таможенных структур;
  • 26 — для учредителей фирмы-должника, собственников имущества фирмы в статусе унитарного предприятия либо третьих лиц, которые сформировали распоряжение о проведении транзакции финансовых средств, направленной на погашение требований кредиторов в процессе банкротства.

Собственно, таковы новшества в правилах заполнения платежных поручений, введенные в практику Минфином России в 2015 году. В остальном нормы, регулирующие работу с платежками, которые были утверждены приказом № 107, остались прежними. Полезно будет рассмотреть их основные положения — все они актуальны для 2015 года.

Ознакомиться с образцом заполнения платежки по земельному налогу вы можете в статье «Платежное поручение на уплату земельного налога (образец)».

Заполняем платежку по налогам и сборам: текущие нормы

Основной источник права, в котором фиксируются правила указания статуса в платежных поручениях, направляемых в банк с целью выполнения бюджетных обязательств, — приложение № 5 к приказу № 107. В соответствии с данными правилами статус плательщика следует рассматривать как ключевой идентификатор лица, формирующего распоряжение о переводе финансовых средств в бюджетную систему РФ.

Соответствующие сведения должны указываться в реквизите 101 платежного поручения. В нем могут фиксироваться такие статусы, как:

  • 01 — указывается налогоплательщиком в статусе юрлица (таковым может быть, например, ООО, АО, ПАО);
  • 02 — указывается налоговым агентом (таковым может быть юрлицо либо ИП, которые, к примеру, обязаны исчислять НДФЛ с зарплаты наемных сотрудников и перечислять его в бюджет);
  • 03 — указывается организацией ФПС (собственно, это ФГУП «Почта России»);
  • 04 — указывается налоговым органом (это ФНС России и ее территориальные подразделения);
  • 05 — указывается территориальной структурой Федеральной службы судебных приставов;
  • 06 — указывается юрлицом, осуществляющим внешнеэкономические действия;
  • 07 — указывается таможенным органом (то есть Федеральной таможенной службой);
  • 08 — указывается юрлицом или ИП, которые переводят денежные средства во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФФОМС), а также осуществляют иные платежи в российскую бюджетную систему;
  • 09 — указывается ИП (при уплате различных налогов, например при ОСН, УСН, ЕНВД);
  • 10, 11, 12 — указывается соответственно нотариусами, адвокатами, фермерами (также при уплате налогов);
  • 13 — указывается плательщиком в статусе физлица, который владеет банковским счетом;
  • 14 — указывается плательщиком, который осуществляет транзакции в пользу физлиц;
  • 15 — указывается кредитной структурой либо ее филиалом, платежным агентом, ФПС при составлении поручений с реестром на перевод, принятый от физлица;
  • 16, 17 — указывается соответственно физлицами и ИП, осуществляющими внешнеэкономические действия;
  • 18 — указывается плательщиком таможенных сборов, обязанным уплачивать их в силу закона, но не являющимся декларантом;
  • 19 — указывается юрлицами, которые взимают с зарплаты наемных сотрудников долги перед бюджетом на основании полученного исполнительного документа;
  • 20 — указывается кредитными организациями, а также их филиалами, формирующими распоряжения на перевод средств по отдельным платежам физлиц;
  • 21, 22 — указывается ответственными участниками, входящими в состав консолидированных групп плательщиков и обычными участниками соответственно;
  • 23 — указывается органом контроля за уплатой взносов во внебюджетные фонды;
  • 24 — указывается физлицом, которое уплачивает страховые взносы, налоги, сборы и иные платежи в бюджет РФ;
  • 25 — указывается банками-гарантами при формировании распоряжений в процессе возврата НДС, при уплате акцизов;
  • 26 — указывается учредителями фирмы-должника, собственниками имущества унитарного предприятия, а также третьими лицами, намеревающимися взыскать долг с соответствующей фирмы в процессе банкротства.

Некоторые нюансы имеет указание статуса в платежках, направляемых в банк в целях расчета с ПФР. Рассмотрим их подробнее.

Показатель статуса в платежном поручении в ПФР

ПФР 3 февраля 2014 года распространил информационное письмо, которое не является НПА, однако рассматривалось сообществом как источник норм, которые желательно соблюдать при заполнении платежных поручений на перевод соответствующих страховых взносов.

На практике многие бухгалтеры и предприниматели продолжают следовать его положениям, что вполне оправданно, поскольку они не противоречат текущему законодательству. Собственно, ПФР в данном информационном письме ссылается на положения рассматриваемого в данной статье приказа № 107, регламентирующего правила заполнения платежек при транзакциях в пользу государства.

ПФР в отмеченном информационном письме рекомендует фиксировать статус:

  • 08 — для плательщиков в статусе юрлиц и ИП, которые осуществляют перевод финансовых средств в качестве страховых взносов либо совершают иные платежи в российский бюджет;
  • 15 — для кредитных структур и их филиалов, платежных агентов, ФПС, формирующие платежки на переводы средств, принимаемых от физлиц;
  • 20 — для кредитных структур и их филиалов, платежных агентов, которые формируют платежки о переводе средств по отдельным платежам физлиц;
  • 24 — для плательщиков в статусе физлиц, уплачивающих страховые взносы и осуществляющих иные платежи в российский бюджет.

Можно отметить, что за несколько лет до издания Минфином приказа № 107 ПФР России рекомендовал заполнять поле 101 иным способом — указывая, в частности, статус 01 либо 14 (письмо ПФР РФ от 29.01.2010 № 30-18/871). При этом ФСС рекомендовал фиксировать статус 08 (письмо от 15.01.2010 № 02-13/08-13157). Теперь же правовая норма, касающаяся оформления платежек как в ПФР, так и в ФСС, унифицирована: во всех случаях нужно ставить код 08.

В экспертном сообществе распространена точка зрения, согласно которой указание вместо кода 08 в платежке в ПФР иных показателей, в частности 01 (для организаций, уплачивающих взносы за наемных сотрудников), 09 (для ИП, которые перечисляют взносы за себя) и 14 (для ИП, которые платят взносы за наемных сотрудников), может быть альтернативным способом заполнения раздела 101 в платежном поручении.

Насколько правомерна данная точка зрения?

Платежки в фонды: мнение Минфина и экспертов

Указание в платежках отмеченных статусов часто рассматривается как деловой обычай, неофициальная правовая традиция — и многие российские бухгалтеры предпочитают ей следовать. Как считают современные эксперты, это не противоречит нормам законодательства. Однако если ИП, к примеру, укажет в платежке статус 02, то соответствующий документ нужно будет откорректировать, иначе ПФР может не зачесть платеж по взносам.

Вместе с тем можно отметить, что Минфин России в письме от 06.03.2014 № 02-08-12/9890 рекомендует предпринимателям не использовать код 14, так как его должны указывать обычные физические лица. Минфин в указанном письме считает, что организации также должны фиксировать в платежках по страховым взносам статус 08, подтверждая норму, указанную в положениях приказа № 107.

Таким образом, по возможности следует фиксировать в платежках, направляемых в банк в процессе расчетов по страховым взносам с государственными фондами, статус 08. Не критично указать статус 01 юрлицу и 09 ИП при уплате взносов за себя.

Подробнее о некоторых нюансах работы с платежными поручениями читайте в статье «Будет ли считаться исполненной обязанность по уплате налога, если платежное поручение направлено именно в тот банк, который не имел средств на расчетном счете?».

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения