Порядок списания компьютерной техники (нюансы)

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

Списание компьютерной техники — процесс, которого не избежать подавляющему большинству современных предприятий. Чем может отличаться списание оргтехники от списания иных объектов основных средств предприятия, вы узнаете из этой статьи.

 

Причины списания оргтехники и компьютеров

Нюансы списания оргтехники для коммерческих компаний

Нюансы списания оргтехники для бюджетников

Утилизация компьютерной техники

Что делать, если в списываемой оргтехнике присутствуют драгметаллы?

Итоги

 

Причины списания оргтехники и компьютеров

Основной предпосылкой для списания основных средств является утрата ими полезных свойств, ради которых они приобретались и используются. Причинами такой утраты являются:

  • физический износ;
  • моральный износ;
  • неустранимая поломка или порча.

Для компьютерной техники, в большей степени, чем для других видов оборудования, характерен быстрый моральный износ. Стремительное развитие компьютерных технологий часто ведет к тому, что существующий парк компьютерной техники, находящейся в рабочем состоянии, всё равно требуется обновлять и модернизировать для производственных целей. Поэтому для компьютеров и оргтехники законодательно установлены довольно короткие сроки полезного действия для расчета амортизации — от 3 до 5 лет.

Чтобы на балансе не висело не используемое более компьютерное оборудование, его следует списать.

Нюансы списания оргтехники для коммерческих компаний

Для коммерсантов общий порядок списания оборудования достаточно прост.

В соответствии с законодательством РФ частные компании не обязаны привлекать сторонних специалистов для оценки пригодности компьютерной техники к дальнейшему использованию. Поэтому для оформления списания достаточно создания внутренней комиссии из сотрудников компании и актирование их заключения. Только если собственных специалистов, способных произвести оценку, нет, нужно приглашать таковых со стороны.

На основе заключения комиссии составляется акт о списании объекта основных средств — компьютерной техники. Должен быть также оформлен приказ, учитывающий возможные нюансы списания и утилизации оргтехники (об этом далее).

С формой акта списания можно ознакомиться здесь в статье «Унифицированная форма № ОС-4 — акт о списании объекта ОС».

Нюансы списания оргтехники для бюджетников

Для бюджетных учреждений процедура списания компьютеров регламентирована лучше.

Пакет документов, необходимый для проведения списания, утверждается государственным распорядителем бюджетных средств (ГРБС). После оформления всех документов решение о списании может быть утверждено:

  • Руководителем учреждения, если соответствующие полномочия установлены для него вышестоящим органом. Например, руководство учреждения, подведомственного Минздравсоцразвития РФ, вправе самостоятельно утверждать списание объектов имущества, первоначальная стоимость которых не превышала 200 000 руб. (приказ Минздравсоцразвития от 28.04.2010 № 306н).
  • Вышестоящим ГРБС (для этого комплект документов передается ГРБС).
  • ГРБС по согласованию с органом управления госимуществом.

Утилизация компьютерной техники

Компьютерное оборудование содержит в себе различные элементы, среди которых:

вещества, опасные для окружающей среды, т. е. подпадающие под действие закона «Об отходах» от 24.06.1998 № 89-ФЗ;

драгметаллы — благодаря драгоценной «начинке», на списываемый компьютер распространяется действие закона «О драгметаллах» от 26.03.1998 № 41-ФЗ, а также инструкций Минфина по специальному учету драгметаллов.

Таким образом, компьютерная техника относится к объектам, которые нельзя просто выкинуть на свалку при списании. Необходимо передать их для утилизации лицензированной специализированной компании. Порядок утилизации следует обозначить и утвердить в комплекте документов на списание.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если по общему правилу процесс списания компьютеров выглядит достаточно простым, то необходимость привлекать лицензированную компанию для утилизации может повлечь за собой и необходимость проведения дополнительной экспертизы оборудования специалистами утилизирующей компании.

О том, почему требуется контролировать отходы, читайте в материале «Акт инвентаризации отходов ― образец-2015».

Что делать, если в списываемой оргтехнике присутствуют драгметаллы?

Информацию о наличии в списываемом компьютерном оборудовании драгметаллов обычно можно найти в техпаспорте на это оборудование. В случае утери техпаспорта компании следует провести экспертизу на содержание драгметаллов. Для этого нужно привлечь специалистов из лицензированной компании.

Наличие в списываемых компьютерах драгметаллов (а это порядка 80% случаев) означает, что:

  1. Их необходимо передать для утилизации соответствующим образом лицензированной компании.
  2. Утилизирующая компания должна быть не только лицензирована по деятельности, связанной с обращением с опасными отходами, но и зарегистрирована в Пробирной палате как имеющая право осуществлять аффинаж драгоценных металлов.

Принимаемый порядок утилизации и экспертные заключения лицензированной компании должны найти свое отражение в документах на списание.

Расходы, связанные с утилизацией компьютерной техники, могут быть учтены в составе внереализационных расходов предприятия при расчете налога на прибыль (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Итоги

Списание и последующая утилизация компьютерной техники имеют ряд особенностей. Основными моментами являются быстрый моральный износ и содержание в технике вредных веществ и драгметаллов.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения