Учет МПЗ в ЖКХ ведется по общим правилам, применяемым в прочих коммерческих или некоммерческих организациях. Отдельных нормативных актов для таких организаций нет. В этой статье мы расскажем, как в организациях ЖКХ учитываются материалы.

 

Понятие ЖКХ

Учет материалов в ЖКХ

Нюансы налогового учета в УК, ТСЖ и ЖК

Итоги

 

Понятие ЖКХ

Понятие «жилищно-коммунальное хозяйство» достаточно широкое. ЖКХ является многоотраслевым и удовлетворяет требования населения в жилье и коммунальных услугах, а также снабжает производственные предприятия. Входящие в сферу ЖКХ социальные и производственные организации взаимозависимы, но в то же время существуют отдельно. ЖКХ включает в себя организации, занятые управлением и содержанием жилого фонда, текущим и капитальным ремонтом жилого фонда и прочих зданий, тепло-, водо-, газо-, электроснабжением, ремонтом инженерных сетей, а также благоустройством территорий, утилизацией мусора, уборкой, в транспортной сфере и т. д. Эти организации могут быть любой организационно-правовой формы, их собственником может быть как государство, так и частные лица или организации.

Большое количество организаций, входящих в ЖКХ являются государственной или муниципальной собственностью. Их бухучет подчиняется Бюджетному кодексу и Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, имеет специфичную нумерацию счетов и ведется по более строгим правилам.

Об основах бухучета в бюджетных структурах читайте в статье «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях».

В этой статье рассмотрим учет материалов в организациях ЖКХ, управляющих многоквартирными домами.

Общую информацию о специфике учета в ЖКХ читайте в статье «Правила ведения бухучета в ЖКХ (нюансы)».

Учет материалов в ЖКХ

Управление домом может проводиться управляющей компанией (УК), товариществом собственников жилья (ТСЖ), жилищным кооперативом (ЖК) или другим специальным кооперативом (п. 2 ст. 161 ЖК РФ). От формы управления подход к учету материалов не зависит. Можно выделить следующие виды материалов в управляющих организациях:

  • расходные материалы для выполнения текущего и капитального ремонта (краска, штукатурка, облицовочная плитка, трубы, цемент и т. д.);
  • инструменты и инвентарь (дрели, лопаты);
  • материалы для благоустройства территорий (доски, краска, бордюр и т. д.);
  • материалы на управленческие нужды (канцтовары, бытовая химия);
  • расходные материалы для выполнения уборки (бытовая химия, тряпки, перчатки, веники, швабры и т. д.);
  • материалы на содержание общего имущества (лампочки, гвозди и т. д.).

Приход материалов осуществляется на дебет счета 10, при этом будут использоваться субсчета:

  • 1 — например, для строительных материалов, необходимых для ремонтных работ;
  • 5 — для запасных частей для хозяйственной техники, если таковая имеется на балансе;
  • 9 — самый часто используемый субсчет для отражения инструментов, инвентаря и хоз. принадлежностей.

В некоторых ТСЖ и ЖК принята практика списания поступающих материалов сразу на затраты, минуя счет 10. Такой случай возможен, если организация применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и упрощенную отчетность, что должно быть закреплено в учетной политике (пп. 13.2-13.3 ПБУ 5/01). Отметим, что некоммерческие организации, коими является ТСЖ и ЖК, входят в список организаций, которые могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (п. 4 ст.6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если приобретаемые материалы учитываются на счете 10, то их списание происходит одним из 3 способов, закрепленным в учетной политике:

  • ФИФО;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости каждой единицы.

Подробнее о методах списания материалов читайте в статье «Порядок списания материалов в бухгалтерском учете (нюансы)».

Нюансы налогового учета в УК, ТСЖ и ЖК

Если управляющая организация находится на упрощенке, то она не является плательщиком НДС. Поэтому при покупке материалов входящий НДС, который отражается в документах поставщика, в бухгалтерском учете включается в стоимость приобретенных материалов (п. 6 ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н). Таким образом, проводка Дт 10 Кт 60 будет сделана на сумму, включающую НДС.

При упрощенке «доходы минус расходы» входной НДС учитывается в составе расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Для включения НДС в расходы следует помнить, что купленные материалы должны быть оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Материальные расходы, в которые в случае применения УСН входит и НДС (п. 2 ст. 254 НК РФ), включаются в расходы в момент их полной оплаты (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Отметим, что в книге учета доходов и расходов НДС, предъявленный поставщиком, отражается отдельной строкой (письма Минфина России от 18.01.2010 № 03-11-11/03, от 02.12.2009 № 03-11-06/2/256).

Если же управляющая организация применяет общую систему налогообложения и является плательщиком НДС, то она обязана сдавать соответствующую декларацию. Учет входящего НДС ведется отдельно на счете 19. При покупке материалов будут сделаны проводки Дт 10 Кт 60 на сумму без НДС и Дт 19 Кт 60 на сумму НДС. Далее НДС можно будет принять к вычету проводкой Дт 68 Кт 19. При общей системе налогообложения материальные расходы, принимаемые в целях налога на прибыль, включают стоимость материалов без НДС.

Итоги

Учет МПЗ в организациях сферы ЖКХ подчиняется общим требованиям бухучета. Необходимо уделить внимание составлению учетной политики для определения способов учета материалов и недопущения несистематичного подхода к учету, чем страдают некоторые организации, управляющие многоквартирными домами.