С какого года введен персонифицированный учет?

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту

С какого года персонифицированный учет начал свое существование и что он из себя представляет? Подобный вопрос интересует многих бухгалтеров, сталкивающихся с предоставлением индивидуальных сведений по работникам в территориальные отделения Пенсионного фонда.

 

Понятие персонифицированного учета

Основные цели персонифицированного учета

Изменения в законодательстве по персонифицированному учету

 

Понятие персонифицированного учета

На всех работодателей с некоторого времени стала возлагаться обязанность предоставлять данные в Пенсионный фонд (ПФР) о стаже и начисленных (уплаченных) суммах взносов в отношении каждого работника. Данные подлежат учету на индивидуальном лицевом счете, открываемом для каждого физлица. С введением в действие закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее — закон № 27-ФЗ) определились основные правила, касающиеся учета сведений граждан относительно пенсионных накоплений.

Изначально действие нового законодательного акта охватывало лишь некоторые территории субъектов страны, но с 1 января 1997 года началось повсеместное его использование. Ст. 1 закона № 27-ФЗ классифицирует персонифицированный учет как систему ведения и сбора информации по каждому в отдельности застрахованному лицу для возможности будущего пенсионного обеспечения.

У любого застрахованного лица, по которому производятся отчисления в ПФР, имеется собственный лицевой счет с присвоением уникального номера страхования. В случае если вновь принятый работник не зарегистрирован в Пенсионном фонде, работодатель обязан предоставить анкету по нему в территориальное отделение ПФР, на основании которой открывается лицевой счет и выдается свидетельство с уникальным номером СНИЛС.

Также всю процедуру по оформлению индивидуального страхового номера любой гражданин вправе произвести самостоятельно. Получение СНИЛС на ребенка до 14 лет осуществляется его родителями.

Основные цели персонифицированного учета

Введение системы индивидуального персонифицированного учета позволило обеспечить правильность начисления пенсии для каждого гражданина на основании сведений о его официальной трудовой деятельности. Достоверность информации по всем застрахованным лицам была достигнута путем создания общей базы данных и обеспечения контроля за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов.

Одновременно для ПФР упростилась процедура назначения страховых пенсий гражданам. Регистрация застрахованных лиц позволяет корректно отобразить все данные по страховому стажу и доходам в лицевых счетах. Также участникам страхования доступна информация о состоянии их лицевых счетов и о принципах формирования будущей пенсии.

О том, где можно увидеть актуальную информацию о состоянии текущего индивидуального лицевого счета, читайте в материале «С 2015 года за состоянием лицевого счета в ПФР можно будет следить в личном кабинете».

Территориальные органы Пенсионного фонда контролируют правильность начисления и предоставления точных сведений по стажу и заработку застрахованных лиц. За нарушение сроков подачи данных по работникам в ПФР установлены штрафные меры согласно ст. 17 закона № 27-ФЗ.

Структура персонифицированного учета, помимо сбора данных по каждому отдельно взятому застрахованному лицу, позволяет получить статистические сведения по отдельным категориям граждан, об их средних заработках и общей численности всего работающего населения.

Изменения в законодательстве по персонифицированному учету

Формы отчетности были утверждены постановлением правления ПФР от 31.07.2006 № 192п. Порядок ведения персучета с 2017 года обновлен в связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов. Содержит его инструкция, прилагаемая к приказу Минтруда России от 21.12.2016 № 766н и вступившая в силу с 19.02.2017.

Подробнее об изменениях, произошедших в персучете с 2017 года, читайте в статье «Как вести персонифицированный учет в 2016-2017 годах?».

Руководствоваться этим порядком нужно только работодателям, имеющим наемных работников. Индивидуальным предпринимателям подавать сведения на самих себя не нужно.

Несмотря на передачу страховых взносов в ведение ИФНС, куда с 2017 года следует подавать ежеквартальные отчеты о стаже, доходах и начисленных (уплаченных) взносах, для работодателей сохранилась обязанность по предоставлению некоторых видов отчетности непосредственно в ПФР:

  • персонифицированной, сдаваемой в отношении каждого работавшего лица один раз за прошедший год до 1 марта следующего года (п. 2 ст. 11 закона № 27-ФЗ);
  • ежемесячной о наличии работавших в прошедшем месяце лиц, сдаваемой до 15 числа следующего месяца (п. 2.2 ст. 11 закона № 27-ФЗ);
  • по дополнительным взносам на накопительную часть пенсии за прошедший квартал, представляемой до 20-го числа следующего месяца (п. 2.1 ст. 11 закона № 27-ФЗ).

О том, какой стала ежеквартальная отчетность по страховым взносам, подаваемая в ИФНС, читайте в материале «Официально опубликован расчет по взносам — 2017».

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

Участвуй в обсуждении в нашей группе Вконтакте

 

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения