Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Процесс деофшоризации в России - законодательные моменты

Деофшоризация — относительно молодой термин, характеризующий специальный комплекс государственных мер. Что это за меры и каким законом они предусмотрены — ответы на эти вопросы, а также другую поясняющую информацию по данной теме вы узнаете из нашего материала.

 

 

Расшифровка термина «деофшоризация»

Под деофшоризацией понимается проводимый государством комплекс мероприятий, которые:

  • направлены на снижение или исключение вовлеченности в национальный хозяйственный оборот резидентов РФ под видом иностранных лиц или с использованием норм иностранного права, преследующих цели незаконной налоговой оптимизации;
  • проводятся в разных сферах: законодательной, информационной и правоприменительной.

Необходимо отметить, что не существует единой формулировки термина «деофшоризация» — его трактуют по-разному. Например, деофшоризация — это:

  • с одной стороны — борьба с офшорами, ужесточение контроля над операциями в офшорных зонах;
  • с другой стороны — фактор развития экономики, облегчение условий ведения бизнеса.

При этом данные формулировки не противоречат вышеуказанной расшифровке деофшоризации как комплекса мероприятий в рамках госполитики.

Термин «деофшоризация» стал активно применяться в России с 2013 года, а определенные этим понятием госмероприятия призваны наложить ограничения и запреты на незаконное использование резидентами РФ офшоров и иностранных компаний (примеры такого использования см. в таблице): 

Использование офшоров

Законное

Незаконное

Создание СП (совместных предприятий) с иностранными партнерами

Уклонение от налогов

Защита прав предпринимателей в условиях более стабильной юридической системы и с применением отсутствующих в России финансовых инструментов

Легализация полученных преступным путем средств

Создание специальных механизмов защиты активов и наследования имущества

Аккумулирование не облагаемых налогами доходов вне РФ

Благотворительная деятельность и др.

Иное использование (рейдерство, применение разнообразных мошеннических схем и др.)

Законное использование офшоров не запрещено — важно, чтобы компания не уклонялась от налогов. При этом место ее регистрации значения не имеет. Какие важные задачи призвана еще решить деофшоризация, расскажем в следующем разделе.

Как государство борется с уклонением от налогов (в том числе с использованием офшоров) — см. в статье «Налоговая политика государства на 2016–2018 годы».

Основные задачи в сфере деофшоризации

К основным задачам антиофшорной политики можно отнести:

  • необходимость усиления прозрачности офшоров;
  • выявление реальных бенефициаров (фактических владельцев хозсубъектов, активов и прочих ценностей);
  • расширение международного информационно-налогового сотрудничества и т. д.

Достижение эффективности процесса деофшоризации российского бизнеса невозможно без решения 3 основных задач:

  • определения причин, послуживших поводом представителям российского бизнеса уйти в офшоры;
  • устранения (минимизирования) влияния этих причин;
  • стимулирования процесса возвращения «офшорного» российского бизнеса на родину.

Среди причин, побудивших российский бизнес переместиться в офшоры, можно назвать:

  • несовершенство отечественного законодательства;
  • плохой инвестиционный климат;
  • неразвитость фондового рынка;
  • иные причины (неэффективная судебная система, тяжелые условия для ведения эффективного бизнеса и др.).

Некоторые эксперты основной причиной ухода российских фирм в офшоры считают конкурентные преимущества, связанные с использованием офшоров.

Теоретически для устранения этих причин необходимо:

  • реализовать принципы правового государства;
  • соблюдать законные права и свободы граждан;
  • укреплять демократические институты;
  • искоренить коррупцию;
  • создать благоприятные условия для создания и ведения бизнеса в РФ (устранить чрезмерное вмешательство государства и чиновников в экономику и т. д.).

Для снижения степени влияния указанных причин необходимы в первую очередь законодательные меры нормативного и организационного характера, о которых вы узнаете из последующих разделов.

Деофшоризационные нормативные акты

Среди основных нормативных документов, появившихся в связи с деофшоризацией, можно назвать:

  • указ от 07.05.2012 о долгосрочной государственной экономической политике — в данном документе Президент РФ поручил правительству реализовать меры, направленные на повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в РФ с помощью офшорных компаний и однодневок;
  • послание президента Федеральному собранию от 12.12.2012 — среди поручений президента сформулирована необходимость разработки правительством комплексных предложений, направленных на реализацию системы мер по деофшоризации экономики;
  • перечни офшорных зон («черные списки») — их составляют ЦБ и Минфин, а также ФНС РФ;
  • закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ (с поправками 2015 и 2016 годов) о налогообложении контролируемых зарубежных фирм и доходов иностранных компаний — первый антиофшорный закон;
  • иные нормативные акты (закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ о противодействии отмыванию преступных доходов, закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ о добровольном декларировании активов и счетов в банках, закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе госзакупок, программа деофшоризации российской экономики «Повышение привлекательности российской юрисдикции для ведения бизнеса», разработанная экспертным управлением Президента РФ и др.).

Разъяснение содержания и назначения разных нормативных актов см. в размещенных на нашем портале материалах:

С содержанием положений основного нормативного акта, направленного на деофшоризацию российской экономики, а также иной нормативки, посвященной данной теме, знакомьтесь в следующих разделах.

Главный закон о деофшоризации российской экономики

Одним из значимых законодательных документов, принятых в последнее время в рамках реализации национальной программы по деофшоризации российской экономики, выступает закон от 24.11.2014 № 376 (о внесении изменений в НК РФ). Неофициальное название этого нормативного акта — закон по деофшоризации бизнеса.

В НК РФ благодаря этому закону видоизменились отдельные статьи, появились новые определения и понятия, а также кодекс дополнился описанием отсутствующих ранее в законодательстве обязанностей отдельных лиц. В частности, благодаря закону № 376:

  • возникли новые для НК РФ термины: «контролируемая иностранная компания» (КИК), «контролирующие лица», «фактический получатель дохода» и др.;
  • предусмотрены не существовавшие ранее обязанности: уведомление налоговиков об участии лиц (физических или юридических) в зарубежных фирмах и декларирование их прибыли пропорционально доле участия.

Предельно сжато содержание закона можно уложить в 2 тезиса:

  • полученная резидентами РФ в офшорах прибыль должна облагаться российскими налогами;
  • обязанность по информированию налоговиков о факте прямого или косвенного участия в зарубежных компаниях возникает у российских налогоплательщиков.

Расшифровать отдельные понятия из закона № 376 поможет статья «Что такое контролируемые иностранные компании?».

О дальнейшей судьбе закона № 376 узнайте из следующего раздела.

Деофшоризация и новый вариант закона о КИК 2016

Закон о деофшоризации в 2016 году был откорректирован — поправки внесены законами от 15.02.2016 № 32-ФЗ и от 08.06.2015 № 150-ФЗ.

Корректировки в НК РФ, внесенные законом № 32-ФЗ:

  • ст. 25.14 — срок подачи уведомлений об участи в зарубежной фирме и прекращении такого участия увеличен с 1 до 3 месяцев, сокращен список случаев, когда необходимо уведомлять налоговиков, а также уточнен состав подаваемых сведений;
  • ст. 25.15 — уточнены особенности расчета доли прибыли контролируемой зарубежной фирмы, подлежащей налогообложению в РФ у контролирующего лица;
  • ст. 55 — уточнен порядок определения первого налогового периода для иностранных фирм, самостоятельно признающих себя налоговыми резидентами РФ по налогу на прибыль;
  • ст. 105.2 — детализированы правила определения доли участия лица в организации;
  • ст. 210 — дополнена нормами о том, что не признается факт получения дохода, если он получен в результате передачи прав на получение доходов между членами одной семьи (в отношении иностранного юрлица);
  • ст. 212 — уточнено, что к облагаемым НДФЛ доходам в виде матвыгоды не относятся доходы от покупки контролирующим лицом ценных бумаг контролируемой зарубежной фирмы по цене ниже рыночной;
  • ст. 214.1 — дополнена новыми пунктами по налогообложению операций по продаже ценных бумаг, приобретенных контролирующим лицом у своей контролируемой фирмы;
  • другие изменения и корректировки (в ст. 220, 232, 251, 277 и др.).

Дополнения и новшества, предусмотренные законом № 150-ФЗ:

  • уточнение понятия контролируемой иностранной компании и контролирующего лица;
  • детализированы условия освобождения доходов контролируемых зарубежных фирм от налогообложения в РФ;
  • предоставлена возможность проведения симметричных корректировок и установлена схема их проведения;
  • иные изменения и дополнения.

Какими еще нормами в последнее время дополнялось отечественное законодательство в рамках проведения деофшоризации — расскажем в следующем разделе.

С актуальными нормативными корректировками, которые необходимо оперативно учесть в своей работе, вас познакомят подготовленные специалистами нашего сайта материалы:

Деофшоризация и корректировка законодательства

Помимо уже рассмотренных поправок, внесенных в НК РФ законами № 376-ФЗ и 32-ФЗ, в этом главном налоговом документе регулярно появляются корректировки и положения, связанные с процессом деофшоризации. К примеру, в НК РФ нашли отражение серьезные новации в сфере трансфертного ценообразования, предусматривающие:

  • обязательный контроль всех внешнеторговых сделок с офшорными компаниями на сумму более 60 млн руб. в год;
  • конкретизирован круг взаимозависимых лиц;
  • детализированы алгоритмы определения рыночной цены для налоговых целей.

Появились специальные статьи в УК РФ, направленные на борьбу с однодневками. Например:

  • ст. 173.1 — предусмотрены санкции за незаконное создание фирм через подставных лиц;
  • ст. 173.2 — установлена ответственность за незаконное использование документа, удостоверяющего личность, для создания однодневки.

В рамках проведения антиофшорных мероприятий активно проходят обсуждения, а также вносятся изменения и дополнения в разнообразные нормативные документы. Как влияют на деофшоризацию российской экономики «черные списки» — узнайте из следующих разделов.

Деофшоризация и «черные списки»

«Черным списком» (в том числе для целей деофшоризации) называют перечень стран, которые:

  • предоставляют льготный налоговый режим;
  • не раскрывают информацию при проведении финансовых операций.

Можно выделить 3 вида таких списков, которые разработаны для разных целей разными ведомствами, а именно:

  • Минфином РФ (приказ от 13.11.2007 № 108н в ред. от 02.10.2014 «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)»;
  • ЦБ РФ (приложение № 2 к указанию ЦБ России от 07.08.2003 № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и [или] не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций [офшорных зонах])»;
  • ФНС России (приказ от 30.09.2016 № ММВ 7-17/527@ «Об утверждении перечня государств [территорий], не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией»).

Остановимся на каждом виде отдельно.

Минфиновский «черный список»

Список офшорных зон в приказе Минфина характеризуется следующим:

  • установлен он в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ;
  • содержит перечисление государств и территорий со льготным налогообложением, не раскрывающих и не предоставляющих данные при осуществлении финансовых операций.

Обозначенные Минфином в приказе № 108н офшорные зоны представлены на рисунке:

Обозначенные Минфином в приказе № 108н офшорные зоны представлены

Взаимодействие с фирмами, зарегистрированными в попавших в указанный перечень государствах, может повлечь для российских компаний неблагоприятные налоговые последствия, такие как:

  • невозможность применения ставки 0% (по п. 3 ст. 284 НК РФ) в отношении получаемых российской фирмой дивидендов, если они получены от компании, зарегистрированной в государстве из «черного списка»;
  • лишение права на применение предусмотренной подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ льготы при получении российской фирмой имущества на безвозмездной основе от зарубежной компании с постоянным местонахождением на попавшей в «черный список» территории.

Кроме того, сделки с иностранными компаниями, зарегистрированными в офшорных минфиновских списках, признаются контролируемыми, что влечет:

  • повышенное внимание налоговиков, обладающих правом контроля цен таких сделок;
  • дополнительное декларирование сделок — если превышен установленный подп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ годовой суммовой лимит.

Детализацию понятия «контролируемые сделки» дает статья «Критерии контролируемых сделок — таблица на 2016 год».

«Черный» минфиновский перечень обновляется по мере необходимости. К примеру:

  • с 2015 года из него исключена Республика Мальта, поскольку она ратифицировала правительственное соглашение об избежании двойного налогообложения;
  • с 2009 года перечень пополнился Сейшельскими островами по причине несоответствия республики стандартам прозрачности, справедливой налоговой конкуренции и обмена информацией.

Указанные ограничения и лишение российских резидентов определенных налоговых преференций являются одними из необходимых элементов в комплексной работе государства по деофшоризации экономики.

 «Черный список» ЦБ РФ

ЦБ РФ разделил офшорные зоны на 3 группы с целью регулирования процесса открытия российских корсчетов в зарубежных кредитных учреждениях.

Об особенностях отечественного банковского обслуживания и планируемых нормативных корректировках в этой сфере расскажут материалы:

Центробанковское офшорное разделение представлено на схеме ниже:

Центробанковское офшорное разделение

Открыть российской фирме корсчет в финансовой компании, зарегистрированной в I группе территорий из указанного списка, можно без дополнительных ограничений. Если же партнер банка находится во II или III группах, ему требуется отвечать определенным требованиям. Например:

  •  располагать собственными средствами величиной не менее 100 млн евро;
  • входить в список крупнейших банков мира (первые 500 позиций).

Помимо вышеуказанных условий предусмотрено банковское резервирование для компаний (в % от перечисляемых сумм):

  • I группы — 0% (резервирование не предусмотрено);
  • II группы — 25%;
  • III группы — 50%.

Центробанковские «черные списки» являются одной из мер, введенных в рамках исполнения ЦБ РФ процедур валютного контроля, которые способствуют процессу деофшоризации российского бизнеса.

С какими нюансами могут столкнуться владельцы заграничных счетов — узнайте из следующих публикаций:

«Черный список» ФНС России

Налоговики составляют свой «черный список», обладающий следующими отличительными признаками:

  • составление такого списка предусмотрено подп. 3 п. 7 ст. 25.13 НК РФ;
  • основная цель его составления — использование информации для определения контролирующих лиц и контролируемых компаний;
  • перечень состоит из наименований государств и территорий, не обменивающихся с РФ информацией для целей налогообложения;
  • пересмотр с целью актуализации представленной в перечне информации производится ежегодно.

Действовавший в 2016 году перечень в 2017 году сократился:

  • по количеству стран — со 111 до 109;
  • по числу территорий — с 22 до 19.

«Черный» список ФНС на 2017 год представлен ниже:

«Черный» список ФНС на 2017 год представлен

В «черный» список ФНС — 2017:

  • не вошли ранее присутствовавшие в нем Грузия, Эстония, Маврикия, Гонконг, Каймановы острова, Бермуды, Аруба, так как усовершенствовали порядок обмена налоговой информацией;
  • из-за ухудшения практики обмена информацией добавлены Южная Корея и др.

Как ресурсы CRS смогут помочь отечественным налоговикам и иным госструктурам в раскрытии теневых офшорных схем — см. в материале «Кого проверит налоговая по зарубежным счетам?».

Итоги

Деофшоризация российской экономики — одно из важных направлений госполитики, представляющих собой набор целенаправленных комплексных мер по усилению контроля незаконных операций в офшорных зонах и созданию благоприятных условий для развития бизнеса в РФ.

Основной антиофшорный закон — № 376-ФЗ — внес важные новации и корректировки в НК РФ. Во многом деофшоризация зависит и от эффективного исполнения положений иных нормативных актов (закона № 115-ФЗ о противодействии отмыванию преступных доходов, закона № 140-ФЗ о добровольном декларировании активов и счетов в банках и др.).

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить