Подписывайтесь на новости
Присоединяйтесь к нам в соц. сетях:

Получение сертификата ключа проверки электронной подписи

Получение сертификата ключа проверки электронной подписи необходимо для осуществления электронного документооборота с физическими и юрлицами, а также с фискальными и проверяющими учреждениями. Алгоритм процедуры получения ключа проверки ЭЦП рассмотрим в материале.

Как получить сертификат проверки ЭЦП

Электронный обмен документами между компаниями и госструктурами набирает все больший оборот, поскольку значительно сокращает время передачи документации. Для придания юридической значимости передаваемой информации стороны электронного документооборота (ЭДО) подписывают файлы своими электронно-цифровыми подписями (ЭЦП). Документ, заверенный ЭЦП, приравнен к бумажному носителю, завизированному уполномоченным лицом. Регламентирует процедуру получения и использования ЭЦП закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ, который предусматривает следующие виды ЭЦП: простую и усиленную.

Алгоритм получения простой ЭЦП см. в материале «Как сделать простую электронную подпись».

Усиленная подпись, в свою очередь, может быть неквалифицированной и квалифицированной.

В чем их отличие, узнайте из статьи «Чем отличаются два основных типа электронных подписей».

Чтобы начать пользоваться усиленной ЭЦП, нужно получить сертификат электронной подписи (точнее, ключа проверки ЭЦП) в удостоверяющем центре (УЦ), аккредитованном уполномоченным ведомством (например, ФНС, Минкомсвязи РФ). Как правило, сертификат записывается на специальный USB-накопитель, который является его хранилищем. Однако может выдаваться и на бумажном носителе.

ВНИМАНИЕ! С 2022 года квалифицированные ЭЦП от имени компании (ИП) можно оформить бесплатно, но только  в УЦ ФНС. На обычное физлицо сертификат ЭЦП можно оформить в любом коммерческом удостоверяющем центре. Эксперты «КонсультантПлюс» рассмотрели порядок применения разных типов ЭЦП разными категориями пользователей — на примере организации кадрового документооборота. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите к публикации на данную тему.

Для получения сертификата физлицам, как правило, необходимо предоставить в УЦ пакет документов:

  1. Копию паспорта владельца ЭЦП.
  2. Копии СНИЛС и ИНН.
  3. Заявление о получении сертификата ключа проверки ЭЦП.

Юрлица и ИП обычно представляют:

  1. Свидетельство ИНН.
  2. Выписку ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
  3. Документ, подтверждающий право лица действовать от имени хозсубъекта (приказ о назначении директора на должность, доверенность на право подписи юридически значимых документов).
  4. Если сертификат получает уполномоченный представитель, то ему необходимо представить доверенность на право получения сертификата ЭЦП, заверенную печатью предприятия и подписями руководителя и владельца сертификата (если это разные лица).
  5. Иные документы (список следует уточнить в УЦ).

УЦ также выдают и неквалифицированные сертификаты, которые используются для подписания документов при участии в электронных торгах.

Узнайте о применении ЭЦП в электронных торгах.

Получение ЭЦП для электронного взаимодействия с ФНС

Для отправки электронных документов в ФНС налогоплательщику — юрлицу или ИП — следует использовать усиленную квалифицированную ЭЦП. Алгоритм получения сертификата ключа проверки описан в предыдущем разделе.

Налоговикам помимо вышеописанных бумаг нужно предоставить заявление по форме, скачать которую вы можете, кликнув по картинке ниже::

Заявление о получении квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи Заявление о получении квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи Скачать

Юрлица и ИП могут оформить ЭЦП в режиме онлайн через личный кабинет налогоплательщика.

Например, ИП для этого нужно:

  • войти в Личный кабинет;
  • выбрать «Получение КЭП» в перечне Услуг и Сервисов;
  • заполнить и направить в ФНС заявление в соответствии с инструкциями на экране.

Для физлиц с 01.07.2015 реализована возможность обмена электронными документами с ФНС через личный кабинет налогоплательщика. При этом все файлы, направляемые физлицом, должны быть заверены неквалифицированной ЭЦП (п. 2 ст. 11.2 НК РФ). Сертификат неквалифицированной подписи можно бесплатно установить из личного кабинета в разделе «Профиль» по ссылке «Получение сертификата ключа проверки электронной подписи». Сертификат действует один год, по истечении которого нужно сформировать новый документ по описанной выше схеме.

Итоги

Получение сертификата ключа проверки ЭЦП осуществляется в аккредитованном удостоверяющем центре (физлицами), а с 2022 года в ФНС (ИП, руководителями юрлиц). Для обмена электронными документами с ФНС можно получить сертификат в личном кабинете налогоплательщика.

Добавить в закладки
Ваш вопрос
Отправить