Как получить электронную подпись для портала госуслуг?

РаспечататьВ избранноеОтправить на почту
Комментариев (1)

Электронная подпись - госуслуги как получить с ее помощью и нужна ли она при их получении, можно ли сделать цифровую подпись бесплатно и как проверить ее подлинность? На все эти вопросы мы подготовили подробные и наглядные разъяснения с иллюстрациями, которые вы найдете в нашей статье.

 

Нужна ли электронная цифровая подпись для портала госуслуг

Создание простой электронной подписи для госуслуг

Где взять квалифицированную электронную подпись для госуслуг

Оформление квалифицированной электронной подписи для госуслуг физлицами

Получение квалифицированной электронной подписи (ЭЦП) для госуслуг юридическими лицами  

Как бесплатно получить или сделать электронную подпись для госуслуг

Итоги

 

Нужна ли электронная цифровая подпись для портала госуслуг

Чтобы понять, нужна ли электронная подпись для портала госуслуг, необходимо вначале сформировать общее представление о назначении этой подписи.

Законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» установлено 3 типа ЭЦП, характеристика которых дана ниже в виде схемы.

Получается, что для госуслуг нужно оформлять ЭЦП:

  • либо простую — для того, чтобы:
    • запросить (получить) справочную информацию (к примеру, о задолженности по налогам, штрафам, судам или размере пенсионных накоплений);
    • записаться в очередь на услуги в образовательных или медицинских учреждениях;
    • оплатить услуги (ЖКХ, госуслуги, налоги, штрафы и т. д.) и др.;
  • либо квалифицированную — для того, чтобы отправить (передать) в госорганы юридически важные документы (сведения), связанные с такими событиями, как: 
    • получение (замена) удостоверяющих личность документов (паспорт, водительские права и т. п.);
    • регистрация транспорта, организации, ИП;
    • подача 3-НДФЛ;
    • оформление сертификатов, лицензий, разрешений и др.

Подробнее о квалифицированной подписи и ее применении читайте в нашем ознакомительном материале «Усиленная квалифицированная электронная подпись — что это такое?».

Таким образом, мы определились, для каких госуслуг нужна простая подпись, а для каких — квалифицированная. Теперь перейдем к разъяснениям о том, где и как получить ЭЦП для госуслуг и можно ли ее оформить бесплатно.

Создание простой электронной подписи для госуслуг

Для того чтобы создать простую ЭЦП, необходимо зайти на главную страницу портала госуслуг, найти в правой части окошко «Вход в госуслуги» и нажать на кнопку «Зарегистрироваться» (как показано на рисунке ниже). Далее вводим свою фамилию, имя, номер телефона (или почты) и регистрируемся. На указанный номер телефона (или на адрес почтового ящика) придет подтверждающий код (или ссылка). Вводим полученный код (или переходим по присланной ссылке) и нажимаем кнопку «Подтвердить». Указываем личный пароль, который будет применяться при дальнейшем входе на госуслуги.

Далее заполняем все стандартные сведения, устанавливающие личность (паспортные данные, ИНН, СНИЛС), и выбираем способ подтверждения введенных данных:

  • через МФЦ,
  • через Почту России.

После того как внесенные в личном кабинете сведения будут подтверждены МФЦ или Почтой РФ, простая ЭЦП для портала госуслуг будет считаться созданной.

О мерах предосторожности, связанных с созданием простой подписи, читайте в нашей статье «Как сделать простую электронную подпись?».

Где взять квалифицированную электронную подпись для госуслуг

Квалифицированную ЭЦП так быстро и просто сделать не получится. Для ее оформления необходимо будет обратиться в один из аккредитованных удостоверяющих центров, представленных на сайте Минкомсвязи РФ. Там есть удобный сервис «Найдите ближайший удостоверяющий центр», который после ввода нужного адреса выдаст готовый перечень всех близлежащих центров. Далее необходимо выбрать наиболее подходящий и перейти к оформлению квалифицированной подписи.

Оформление квалифицированной электронной подписи для госуслуг физлицами

Для получения квалифицированной электронной подписи для госуслуг нужно будет совершить несколько последовательных действий, представленных ниже.

Как создать заявку и подготовить документы для получения электронной подписи для госуслуг

Перед подачей заявления на квалифицированную ЭЦП физлицу необходимо подготовить 3 документа:

  • паспорт,
  • СНИЛС,
  • ИНН.

Почти все удостоверяющие центры осуществляют прием заявок на получение ЭЦП в электронном виде. То есть для подачи первоначальной заявки на сайте аккредитованного центра заполняется бланк электронного заявления. В частности, нужно указать следующие данные:

  • регион, город;
  • свою фамилию, имя, отчество;
  • телефон, электронную почту;
  • ИНН.

Затем выбрать нужный вид заказываемой подписи и нажать кнопку «Отправить заявку».

Как заказать ЭЦП для госуслуг в удостоверяющем центре

После рассмотрения заявки менеджер аккредитованного центра созванивается с заказчиком и обговаривает порядок предоставления паспорта, СНИЛС и ИНН. Обычно заказчик по согласованию с менеджером направляет сканы этих документов на электронную почту удостоверяющего центра, а оригиналы подвозит уже по факту получения квалифицированной ЭЦП. Таким образом, ему не приходится посещать аккредитованный центр несколько раз.

Как получить носитель ключа электронной подписи для портала госуслуг в удостоверяющем центре

После отправки заявки, подтверждающих документов и согласования их данных с менеджером удостоверяющего центра заказчику высылается счет (квитанция) на плату за электронную подпись. Заказанная ЭЦП изготавливается в среднем 1–2 дня после того, как заказчик оплатит выставленный ему счет.

Получать готовую ЭЦП нужно по оригиналам подтверждающих документов (паспорт, СНИЛС) в офисе удостоверяющего центра. Некоторые центры практикуют доставку ЭЦП курьером по любому адресу, указанному заказчиком. В таком случае клиенту не нужно вообще посещать аккредитованный центр.

Где и как можно получить подтверждение подлинности ключа электронной подписи для госуслуг

Проверить подлинность полученной ЭЦП можно в разделе портала госуслуг «Подтверждение подлинности электронной подписи».  Для этого в указанном разделе загружаем сертификат ЭЦП, находящийся на USB-носителе с ЭЦП (значок сертификата выглядит как прямоугольник с бантиком). Вводим подтверждающий код с картинки рядом. И нажимаем кнопку «Проверить». В ответ появляется информация, указывающая на действительность (недействительность) проверяемого сертификата ЭЦП.

Получение квалифицированной электронной подписи (ЭЦП) для госуслуг юридическими лицами 

Порядок получения квалифицированной ЭЦП для госуслуг юридическими лицами аналогичен порядку, описанному выше. Но есть одно дополнение — помимо паспорта, СНИЛС и ИНН сотрудника, на которого оформляется квалифицированная подпись, нужны следующие документы:

  • доверенность на сотрудника,
  • ИНН организации,
  • выписка ЕГРЮЛ.

Как бесплатно получить или сделать электронную подпись для госуслуг

Без осуществления денежных трат оформить получится только простую ЭЦП — по той причине, что она создается самим пользователем госуслуг. О том, как бесплатно создать электронную подпись для госуслуг, мы уже рассказывали во втором разделе нашей статьи. За квалифицированную электронную подпись для госуслуг как юридическим лицам, так и физлицам придется заплатить в среднем 1 000–3 000 рублей, так как ее изготовлением занимаются специализированные центры, работающие на коммерческой основе. Стоимость может отклоняться в большую или меньшую сторону от указанного выше усредненного ценника в зависимости от региона и ценовой политики аккредитованного удостоверяющего центра.

Итоги

Таким образом, для портала госуслуг понадобится либо простая ЭЦП (если планируется запрашивание справочной информации и использование различных сервисов госуслуг), либо квалифицированная подпись (если планируется обмен через госуслуги юридически важными документами). Для создания простой ЭЦП необходим сам портал госуслуг, где можно бесплатно получить электронную подпись для госуслуг, и ближайшее отделение МФЦ или Почты России. Для оформления квалифицированной ЭЦП нужно будет обратиться в один из аккредитованных удостоверяющих центров, где получить электронную подпись для госуслуг можно будет только на платной основе.

 

Получать уведомления о важных налоговых изменениях

Оформить подписку

Участвуй в обсуждении в нашей группе Вконтакте

 

Комментарии (1)

Комментарий к статье:  Как получить электронную подпись для портала госуслуг?
15.02.2017 22:00:00

Для подачи НДФЛ-3 через кабинет налогоплательщика физлицам не нужна УКЭП.

Цитировать и ответить

Оставить комментарий

Заголовок:
Ваш комментарий: *
Ваше имя: *
Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Оставить комментарий

Получить e-mail уведомление об ответе
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения